- Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет книга на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Постановка звука «Мь»
- Виды и причины нарушения произношения
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие фонематического слуха
- Постановка звука
- Автоматизация звука
- Звук М
- 📽️ Видео
Видео:Автоматизация звука М (видеоурок)Скачать
Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
книга на тему
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача — помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.
В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.
Видео:Автоматизация звука [С] в словосочетанияхСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_o.v._zvuki_m_m_n_n.docx | 42.42 КБ |
Видео:Автоматизация звука Мь (видеоурок)Скачать
Предварительный просмотр:
Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача — помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.
В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.
Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.
Исправление недостатков звукопроизношения — одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, М и др.
В данном пособии автором собраны и представлены материалы по постановке и автоматизации звуков М, МЬ, Н, НЬ у дошкольников.
Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:
1. Уточнение правильной артикуляции звука.
2. Постановка звука.
3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).
После уточнения правильной артикуляции и постановки дефектно произносимого звука, начинают его автоматизацию. Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При автоматизации в словах отрабатывается произнесение звука в разных позициях; в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.
На заключительном этапе автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки и пословицы следует проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки сначала произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторять её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно заучивать. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читаются спокойно, выразительно, чтобы ребенок смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.
Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.
Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.
По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.
Практический материал по автоматизации звука М
Видео:Звук М. Автоматизация звука М в обратных слогах. Как автоматизировать звук М в слогах?Скачать
Постановка звука «Мь»
Мягкий звук «Мь» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Мь». Оглавление
- Виды нарушений
- Артикуляционная гимнастика
- Фонематический слух
- Постановка звука
- Автоматизация звука
Видео:Постановка звуков М,МЬ,Н,НЬСкачать
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Мь»:
- отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «икроб» и «ир», вместо «микроб» и «мир».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Видео:Звук М. Автоматизация звука М в прямых слогах. Как автоматизировать звук М в слогах?Скачать
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Мь»:
- сомкнуть и разомкнуть губы;
- сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
- втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
- вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
- закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
- кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Видео:АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА М С НАКЛОНОМ НА ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.Скачать
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Мь». Пример цепочки звуков: Мь, Ть, НЬ, Мь, Фь, Нь, Мь, Ть, Мь, Кь, Мь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Мь». Пример цепочки звуков: МЯ, СИ, ТЯ, МИ, ЛЯ, ДЮ, МЯ, ЛЕ, МЮ, ЛЯ, МИ, МЯ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Мь». Пример цепочки слов: шина, мина, камень, книга, метла, мелочь, пень, медаль, краб, мёд…
Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь
Видео:Автоматизация звука "Р" изолированно, в слогах, в словах/Дыхательная гимнастикаСкачать
Постановка звука
Чаще всего мягкий звук «Мь» ставят по подражанию: логопед или мама прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Мь»:
- губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
- положение языка зависит от следующего звука;
- мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
- голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.
При этом, в отличие от твёрдого «М», губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, а его кончик упирается в нижние резцы.
Видео:Занятие с динозавром. Звук "М". Развитие речи с логопедомСкачать
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Мь».
Автоматизация мягкого звука «Мь» в прямых слогах:
- ме — мя — мю
- ме — мё — ми
- мю — ме — мя
- мя — мю — мё
- ме — ми — мя
- ме — мя — мё
Автоматизация мягкого звука «Мь» в обратных слогах:
- имь — емь — ямь
- ямь — юмь — емь
- имь — емь — ёмь
- имь — ямь — имь
- емь — юмь — ямь
- имь — ямь — емь
Автоматизация мягкого звука «Мь» в интервокальной позиции:
- ямя — еме — ёмё
- еме — ёмё — ямя
- юмю — ёмё — яма
- ими — еме — юмю
- юмю — еме — ёмё
- еме — ёмё — юмю
Автоматизация мягкого звука «Мь» в слогах со стечением согласных:
- бме — бми — бмё
- бмю — бмя — бме
- бми — бмё — бмю
- сме — сми — смю
- смя — смё — сме
- сми — сме — смю
Автоматизация мягкого звука «Мь» в словах:
Миф, пламя, камин, медаль, мебель, мёд, знамя, времянка, мешок, медведь, мяч, хомяк, племя, метр, место, мякоть, имя, комикс, домино, миллиметр, мишень.
Автоматизация мягкого звука «Мь» в словосочетаниях:
Смелый медвежонок, знаменитое имя, своими глазами, мягкая мебель, мелкие карамельки, кромешная темень, наметил мелом, менять место, меньше метра.
Автоматизация мягкого звука «Мь» в предложениях:
Медведица идёт медленно. Гномик построил каменный домик. Пчёлы мешают медвежонку лакомиться мёдом. Возьми мешок мелочи. Повар кормит Милу и Мишу мятными пряниками.
Автоматизация мягкого звука «Мь» в стихах:
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)
Автоматизация мягкого звука «Мь» в рассказах:
«Мила»
У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!
Источники:
- «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Видео:Приложение Автоматизация звука [М] 048Скачать
Звук М
Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.
По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.
Практический материал по автоматизации звука М
1. Повтори слоги.
Ма — мо | Ма — мо — му | Ам — ом — ум — ым |
Мо — ма | Му — мы — ма | Ум — ом — ам — ым |
Му — мы | Мо — ма — му | Ым — ом — ам — ум |
Мы — му | Му — ма — мы | Ом — ум — ым — ам |
2. Повтори слова.
Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.
Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.
Звук в конце слова:
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.
Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.
📽️ Видео
ПОСТАНОВКА ЗВУКА [М]. Уроки от логопеда Анны Шаргиной. Развитие речи малышей.Скачать
Постановка звука М (видеоурок)Скачать
Звук м. Занятие 6Скачать
Звук [Л] "50 слов". Легкая АВТОМАТИЗАЦИЯ/ Смотри и ПовторяйСкачать
Автоматизация звука "Ш" / Занятие с логопедомСкачать
Дифференциация звуков М и Мь (видеоурок)Скачать
Приложение Автоматизация звука [М]Скачать
1 "Заведём мотор!" автоматизация звука Р в словах и словосочетанияхСкачать
Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, ЦСкачать
Игра на автоматизацию звука или слогаСкачать