Автоматизация звука мь в словосочетаниях

Видео:Автоматизация звука М (видеоурок)Скачать

Автоматизация звука М (видеоурок)

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
книга на тему

Автоматизация звука мь в словосочетаниях

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача — помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Видео:Автоматизация звука [С] в словосочетанияхСкачать

Автоматизация звука [С] в словосочетаниях

Скачать:

ВложениеРазмер
egorova_o.v._zvuki_m_m_n_n.docx42.42 КБ

Видео:Автоматизация звука Мь (видеоурок)Скачать

Автоматизация звука Мь (видеоурок)

Предварительный просмотр:

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача — помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения — одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, М и др.

В данном пособии автором собраны и представлены материалы по постановке и автоматизации звуков М, МЬ, Н, НЬ у дошкольников.

Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Уточнение правильной артикуляции звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

После уточнения правильной артикуляции и постановки дефектно произносимого звука, начинают его автоматизацию. Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При автоматизации в словах отрабатывается произнесение звука в разных позициях; в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

На заключительном этапе автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки и пословицы следует проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки сначала произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторять её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно заучивать. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читаются спокойно, выразительно, чтобы ребенок смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Практический материал по автоматизации звука М

Видео:Звук М. Автоматизация звука М в обратных слогах. Как автоматизировать звук М в слогах?Скачать

Звук М. Автоматизация звука М в обратных слогах. Как автоматизировать звук М в слогах?

Постановка звука «Мь»

Автоматизация звука мь в словосочетаниях

Мягкий звук «Мь» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Мь». Оглавление

  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Видео:Постановка звуков М,МЬ,Н,НЬСкачать

Постановка звуков М,МЬ,Н,НЬ

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Мь»:

  • отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «икроб» и «ир», вместо «микроб» и «мир».

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Видео:Звук М. Автоматизация звука М в прямых слогах. Как автоматизировать звук М в слогах?Скачать

Звук М. Автоматизация звука М в прямых слогах. Как автоматизировать звук М в слогах?

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Мь»:

  • сомкнуть и разомкнуть губы;
  • сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
  • втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
  • вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
  • закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
  • кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Видео:АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА М С НАКЛОНОМ НА ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.Скачать

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА М С НАКЛОНОМ НА ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

  • Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Мь». Пример цепочки звуков: Мь, Ть, НЬ, Мь, Фь, Нь, Мь, Ть, Мь, Кь, Мь…
  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Мь». Пример цепочки звуков: МЯ, СИ, ТЯ, МИ, ЛЯ, ДЮ, МЯ, ЛЕ, МЮ, ЛЯ, МИ, МЯ…
  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Мь». Пример цепочки слов: шина, мина, камень, книга, метла, мелочь, пень, медаль, краб, мёд…

Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь

Видео:Автоматизация звука "Р" изолированно, в слогах, в словах/Дыхательная гимнастикаСкачать

Автоматизация звука "Р" изолированно, в слогах, в словах/Дыхательная гимнастика

Постановка звука

Чаще всего мягкий звук «Мь» ставят по подражанию: логопед или мама прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.

При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Мь»:

  • губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
  • положение языка зависит от следующего звука;
  • мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
  • голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.

При этом, в отличие от твёрдого «М», губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, а его кончик упирается в нижние резцы.

Видео:Занятие с динозавром. Звук "М". Развитие речи с логопедомСкачать

Занятие с динозавром. Звук "М". Развитие речи с логопедом

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Мь».

Автоматизация мягкого звука «Мь» в прямых слогах:

  • ме — мя — мю
  • ме — мё — ми
  • мю — ме — мя
  • мя — мю — мё
  • ме — ми — мя
  • ме — мя — мё

Автоматизация мягкого звука «Мь» в обратных слогах:

  • имь — емь — ямь
  • ямь — юмь — емь
  • имь — емь — ёмь
  • имь — ямь — имь
  • емь — юмь — ямь
  • имь — ямь — емь

Автоматизация мягкого звука «Мь» в интервокальной позиции:

  • ямя — еме — ёмё
  • еме — ёмё — ямя
  • юмю — ёмё — яма
  • ими — еме — юмю
  • юмю — еме — ёмё
  • еме — ёмё — юмю

Автоматизация мягкого звука «Мь» в слогах со стечением согласных:

  • бме — бми — бмё
  • бмю — бмя — бме
  • бми — бмё — бмю
  • сме — сми — смю
  • смя — смё — сме
  • сми — сме — смю

Автоматизация мягкого звука «Мь» в словах:

Миф, пламя, камин, медаль, мебель, мёд, знамя, времянка, мешок, медведь, мяч, хомяк, племя, метр, место, мякоть, имя, комикс, домино, миллиметр, мишень.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в словосочетаниях:

Смелый медвежонок, знаменитое имя, своими глазами, мягкая мебель, мелкие карамельки, кромешная темень, наметил мелом, менять место, меньше метра.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в предложениях:

Медведица идёт медленно. Гномик построил каменный домик. Пчёлы мешают медвежонку лакомиться мёдом. Возьми мешок мелочи. Повар кормит Милу и Мишу мятными пряниками.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в стихах:

Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)

Автоматизация мягкого звука «Мь» в рассказах:

«Мила»
У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Источники:

  • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Видео:Приложение Автоматизация звука [М] 048Скачать

Приложение Автоматизация звука [М] 048

Звук М

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Практический материал по автоматизации звука М

1. Повтори слоги.

Ма — моМа — мо — муАм — ом — ум — ым
Мо — маМу — мы — маУм — ом — ам — ым
Му — мыМо — ма — муЫм — ом — ам — ум
Мы — муМу — ма — мыОм — ум — ым — ам

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

📽️ Видео

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [М]. Уроки от логопеда Анны Шаргиной. Развитие речи малышей.Скачать

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [М]. Уроки от логопеда Анны Шаргиной. Развитие речи малышей.

Постановка звука М (видеоурок)Скачать

Постановка звука М (видеоурок)

Звук м. Занятие 6Скачать

Звук м. Занятие 6

Звук [Л] "50 слов". Легкая АВТОМАТИЗАЦИЯ/ Смотри и ПовторяйСкачать

Звук [Л] "50 слов". Легкая АВТОМАТИЗАЦИЯ/ Смотри и Повторяй

Автоматизация звука "Ш" / Занятие с логопедомСкачать

Автоматизация звука "Ш" / Занятие с логопедом

Дифференциация звуков М и Мь (видеоурок)Скачать

Дифференциация звуков М и Мь (видеоурок)

Приложение Автоматизация звука [М]Скачать

Приложение Автоматизация звука [М]

1 "Заведём мотор!" автоматизация звука Р в словах и словосочетанияхСкачать

1 "Заведём мотор!" автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях

Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, ЦСкачать

Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц

Игра на автоматизацию звука или слогаСкачать

Игра на автоматизацию звука или слога
Поделиться или сохранить к себе: