Видео:Артикуляционная гимнастика на заднеязычные звуки К, Кь, Г, Гь, Х, ХьСкачать
Постановка звука «Кь»
Мягкий звук «Кь» — согласный, ротовой, глухой звук. По способу образования звук относят к смычно–взрывным, по месту образования — к заднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Кь». Оглавление
- Виды нарушений
- Фонематический слух
- Постановка звука
- Автоматизация звука
Видео:Автоматизация звука [С] в словосочетанияхСкачать
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Кь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, «ит» и «едр», вместо «кит» и «кедр»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Кь» на «Ть», например, произносит «латей» и «тефир», вместо «лакей» и «кефир».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Видео:Автоматизация звука [к ]Скачать
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Кь». Пример цепочки звуков: Кь, Ть, Кь, Хь, Кь, Гь, Кь, Ть, Кь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Кь». Пример цепочки звуков: ТИ, ГЯ, КИ, КЕ, ТЯ, КЁ, КЮ, ХИ, ХЯ, КЕ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Кь». Пример цепочки слов: халат, кенгуру, букет, стена, кино, кит, чай, ракета, тапки, пол, перчатки…
Больше игр на развитие фонематического слуха у детей ищите здесь
Видео:Автоматизация поставленного звука, как правильно ввести звук в речь.Скачать
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Кь»: по подражанию и от звука «Хь».
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Кь»:
- зубы не сомкнуты, оставляют свободный проход для выхода воздуха, расстояние между губами зависит от следующего звука;
- зубы не сомкнуты, расстояние между зубами зависит от следующего звука;
- кончик языка опущен, спинка языка сильно выгнута и касается границы твёрдого и мягкого нёба, затем смычка взрывается;
- мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздуха в нос;
- голосовые связки разомкнуты;
- выдыхаемая струя сильная.
Видео:Автоматизация звука Ш в словосочетаниях. Автоматизация Ш. Логопедическое занятиеСкачать
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Кь».
Автоматизация мягкого звука «Кь» в прямых слогах:
- кё — кё — кё
- кя — кя — кя
- ке — ке — ке
- кё — кя — ке
- ки — ки — ки
- ки — кю — кя
Автоматизация мягкого звука «Кь» в обратных слогах:
- икь — икь — икь
- акь — акь — акь
- екь — екь — екь
- акь — икь — екь
- окь — окь — окь
- укь — укь — укь
Автоматизация мягкого звука «Кь» в интервокальной позиции:
- акя — акя — акя
- эке — эке — эке
- окё — окё — окё
- акя — эке — окё
- укю — укю — укю
- ики — ики — ики
Автоматизация мягкого звука «Кь» в слогах со стечением согласных:
- ски — ски — ски
- ске — ске — ске
- скю — скю — скю
- ске — скю — ске
- скя — скя — скя
- скё — скё — скё
Автоматизация мягкого звука «Кь» в словах:
Кефир, кенгуру, факир, океан, паркет, клей, палки, кит, кипяток, кисть, кино, керосин, анкета, банкет, букет, килограмм, кимоно…
Автоматизация мягкого звука «Кь» в словосочетаниях:
Кильки в банке, бабушкины тапки, мягкие лапки, килограмм кильки, сладкий кисель, яркий факел, тетенька в шляпке, пакетики с кетчупом, перчатки и варежки…
Автоматизация мягкого звука «Кь» в чистоговорках:
- Ке–ке–ке, Ке–ке–ке — рыба плавает в реке.
- Ки–ки–ки, Ки–ки–ки — потерял я тапки.
- Ки–ки–ки, Ки–ки–ки — ловят рыбу рыбаки.
- Ки–ки–ки, Ки–ки–ки — помогите, рыбаки!
- Ке–ке–ке, Ке–ке–ке — иду я налегке.
- Кет–кет–кет, Кет–кет–кет — тапки пачкают паркет.
Автоматизация мягкого звука «Кь» в предложениях:
Детишки во дворе катаются с высокой корки на санках. В чайнике накипь. У Кирилла на ногах беленькие носки и мягкие тапки. Старушки живут в избушке.
Автоматизация мягкого звука «Кь» в стихах:
В сумочке у мамочки —
Кубики для Верочки.
Кисточки — для Кирочки,
А для киски — килечки.
Автоматизация мягкого звука «Кь» в рассказах:
«Ким и Никита»
Ким читал Никите сказки. Там были и драконы, и волшебники, и царевна-лягушка.
— А сейчас драконы и волшебники есть? — спросил Никита.
— Нет, драконы и волшебники бывают только в сказках, — сказал Ким.
— Драконов, может и нет, — согласился Никита. — А волшебники есть. Они показывают фокусы в цирке.
Источники:
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
- «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с лёгкой дизартрией. Сборник материалов», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова, О. В. Загляда.
Видео:Автоматизация звука В (видеоурок)Скачать
Автоматизация звука кь в словосочетаниях
Китаец в кишлаке, киски с килькой, кинуть кегли, туфельки девочки, Аким покидает, на кителе заклёпки, у Никитки кубики, Ким в кедах, кислый кефир, кикимора в кипяток, кипарис у кинотеатра, кипа кинофильмов, кизил бабушке, кипарис дедушке, кислый кисель, сладкий кисель, футболки на полке, китайская керамика, пятки в тапки, валенки Аришки, кофточки Машки, шубки Глашке, тапки Сашке, детки в кино, китайский кинофильм, китаец с коряком, Ким кичился, до Китая километр, головки кенгурят, в чайнике кипяток, кипа на полке, туфельки куколки, на ножке у куколки, глазки куколки, кидать кирпичи, маленькие пальчики, тетенька в шляпке, бабушке в руки, Никита покидает, Алёнушке пирожки, китайцы в кибитке, ливанский кедр, кепка кентавра, киль лодки, маленькие часики, лапоньки у заиньки, желтенькие лютики, кисель из кишмиша, кельтские ботинки, осетинский кинжал, у заиньки ушки, картинки в книжке, футболки на полке, фуфайки в сундуке, подарки внучке, у мышки в норушке, ватрушки на подушке, синенькие носочки, кошкины слезки, кильки в банке, кинуть кепку, сливки прокисли, кипит кисель, занавески из кисеи, перчатки и варежки, в киоске кексы, килограмм кильки, билетики в кино, покинуть кинотеатр, на кипарисе шишки, кислый кизил, подкислить кислотой,
В чайнике накипь.
Китайцы и таджики кидают кирпичи.
Ложки и тарелки на полке.
В кегли кинули кий.
Кильку кинули в кипяток.
Мышки кинулись в кювет.
Кубики кинули тетеньке в шляпке.
Ослики на ножки надели сапожки.
Для щуки вилки, для кильки ложки.
Девочки любят маленькие книжки.
Сороки на осинке не давали спать собаке.
Аким сложил справки в папки.
Кеды на ножки, варежки на ручки.
Собаки накинулись на кекс.
Кира, накинь на плечики накидку.
Старушки живут в избушке.
На полке стоят керамические слоники.
Собаке кинули косточки.
Маринке подарили новые часики и беленькие туфельки.
Гномики живут в домике.
Котики, будьте паиньки!
Аким, доведи кисель до кипения.
Зимой коньки, осенью ботинки, а летом сандалики.
У мышки в норке – запасов горки.
Где живут потомки кельтов?
На тумбочке в баночке ручки, стерки, кнопки и скрепки.
Видео:Автоматизация звука К. Развитие речи. Фрагмент занятия.Скачать
Автоматизация звуков к,кь, г, гь, х
тренажёр (старшая, подготовительная группа) на тему
Данная подборка поможет автоматизировать и дифференцировать в речи звукик,кь, г, гь, х
Видео:Автоматизация звука "Р" изолированно, в слогах, в словах/Дыхательная гимнастикаСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_k.docx | 78.59 КБ |
Видео:Веселая автоматизация звуков [ С, З] вместе с логопедом.Скачать
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА К
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К
губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют — голос не образуется;
воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);
б) искажение звука (носовое, боковое произношение).
Паракаппацизм — замена звуками Т, X.
Дефект часто отражается на письме.
высокое и узкое твердое и мягкое небо,
нарушение фонематического слуха,
слабость отдельных мышц языка,
нарушение иннервации мышц языка,
незначительное снижение физического слуха.
ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА К
1 . Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.
3. Подготовительные артикуляционные упражнения:
соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке).
выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).
то же со сдуванием ватного шарика.
то же со шпателем или зондом.
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА К
Осуществляется двумя способами:
1. По подражанию с тактильно-вибрационным контролем толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко).
2. Механический способ (является преобладающим).
Основной принцип его — от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (а затем ребенка), нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка; постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА:
ТА-ТА-ТА — ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ — КА-КА-КА
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К
Включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, обратные слоги и слова с ними, слоги и слова со стечением согласных и др.
Начинается автоматизация, как правило, с прямых слогов.
а) ка-ка-ка б) ка-ко-ку-кы
в) игры на звукоподражание с картинками, игрушками:
💥 Видео
Автоматизация звуков К Г ХСкачать
Звук Р/Логопед/ АВТОМАТИЗАЦИЯ Р В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Автоматизация звука "Ш" / Занятие с логопедомСкачать
Звук [С] «НА КАТКЕ» автоматизация в слогах, словах / логопедическое видеозанятиеСкачать
Игра на автоматизацию звука или слогаСкачать
Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, ЦСкачать
1 "Заведём мотор!" автоматизация звука Р в словах и словосочетанияхСкачать
СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ!СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА!Скачать
Автоматизация звука [Р] и отважный логопедСкачать
Автоматизация звука Р в словосочетанияхСкачать
1й класс; Логопед; "Автоматизация звука Р слогах, словах и предложениях"Скачать