Атрибутивные отношения характерны для словосочетаний ряда

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Тест по дисциплине «Современный русский литературный язык (синтаксис)» для специальности 032900 Русский язык и культура речи. Назначение

Вид материалаЛитература

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Содержание

Тест по дисциплине «Современный русский литературный язык (синтаксис)» для специальности 032900 – Русский язык и культура речи.
Количество заданий
Соответствие содержательной структуры теста требованиям ГОС ВПО специальности 032900 – Русский язык и литература
2. Элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются
4. Форма слова – это минимальный элемент построения
7. Среди перечисленных словосочетаний самую сложную парадигму имеет словосочетание
8. Не в начальной форме употреблено словосочетание
9. Согласно теории В.В. Виноградова, среди перечисленных сочетаний слов словосочетанием является
10. Все сочетания слов являются подчинительными словосочетаниями в ряду
11. Установите соответствие между сочетаниями слов и их типами.
12. К именным словосочетаниям не относятся словосочетания
13. Все словосочетания являются субстантивными в ряду
14. По морфологической природе главного компонента словосочетания гуляю в лесу, весело смеясь являются словосочетаниями
15. Все словосочетания являются адъективными в ряду
16. Определите тип словосочетаний по характеру стрежневого компонента.
17. Словосочетание пора уходить, выделенное из предложения «Нам пора уходить», является словосочетанием
18. По морфологической природе главного и зависимого компонентов словосочетание любой из студентов является словосочетанием
19. Согласование как вид синтаксической связи представлено во всех словосочетаниях ряда
20. Неполное согласование представлено в словосочетании
21. Управление как вид синтаксической связи представлено во всех словосочетаниях ряда
.
Полное содержание

Подобный материал:

  • Синтаксис словосочетания и простого предложения, 821.61kb.
  • Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность, 1867.83kb.
  • Русский язык общие сведения о языке, 1950.63kb.
  • Программа вступительного экзамена в магистратуру направление подготовки, 190.61kb.
  • Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения русский язык, 596.19kb.
  • Киянова ольга Николаевна Заведующая кафедрой, 27.74kb.
  • Методические указания и задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Русский, 305.33kb.
  • Современный русский язык как предмет научного изучения. Объем понятия «современный, 255.94kb.
  • Система частей речи русского языка, представленная в работах академика В. В. Виноградова, 353.77kb.
  • Рабочая программа по дисциплине «русский язык и культура речи» для специальности 080111, 279.83kb.

«Современный русский литературный язык. Синтаксис»

АПИМ по дисциплине «Современный русский литературный язык. Синтаксис» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования в процедурах самообследования и аттестации вуза с целью оценки уровня филологической подготовки студентов, завершивших изучение курса синтаксиса современного русского литературного языка.

Уровень сложности заданий и их содержание полностью соответствует требованиям ГОС ВПО по дисциплине «Современный русский литературный язык» для специальности 032900 – Русский язык и литература.

АПИМ разработан кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Трошиной Н.В., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Печенкиной О.Ю.; утвержден на заседании кафедры от «03» апреля 2009 г. (протокол № 18 (148)).

Тест по дисциплине «Современный русский литературный язык (синтаксис)» для специальности 032900 – Русский язык и культура речи.

Назначение: итоговый контроль знаний

Время выполнения: 90 мин.

Количество заданий: 40

Тип заданий: закрытый.

Форма тестовых заданий

Тест состоит из заданий разных типов:

а) с выбором одного ответа из четырех предложенных;

б) с выбором нескольких ответов из предложенных;

в) с установлением соответствия (соотнесением двух списков объектов);

г) с пропуском слова;

д) с выбором верного / неверного утверждения;

е) с ответом на числовой вопрос.

Ответы указываются на специальном бланке с таблицей номеров заданий.

— за правильный ответ тестируемый получает 1 балл;

— за неправильный ответ тестируемый получает 0 баллов.

Соответствие содержательной структуры теста требованиям ГОС ВПО специальности 032900 – Русский язык и литература

ппДидактическая единица

(тема)Тестовые задания1.Синтаксис слова и словосочетания.

1.1.Вопрос о словоформе как синтаксической единице1-41.2.Словосочетание как синтаксическая единица5-111.3.Классификация подчинительных словосочетаний по морфологической природе главного компонента12-181.4.Классификация подчинительных словосочетаний по видам синтаксической связи19-251.5.Классификация подчинительных словосочетаний по семантико-синтаксическим отношениям26-311.6.Классификация подчинительных словосочетаний по степени спаянности компонентов32-361.7.Классификация подчинительных словосочетаний по структуре37-411.8.Сочинительные словосочетания42-462.Синтаксис простого предложения.

2.1.Предложение как основная единица синтаксиса47-532.2.Простое предложение. Члены предложения.54-582.3.Подлежащее как главный член предложения.59-632.4.Сказуемое как главный член предложения.64-692.5.Предикативная связь сказуемого с подлежащим.70-732.6.Односоставные предложения.74-812.7.Второстепенные члены предложения.82-932.8.Неполные и нечленимые предложения.94-1003.Синтаксис осложненного предложения.

3.1.Осложненное предложение как синтаксическая единица.101-1053.2.Предложения, осложненные однородными членами.106-1113.3.Предложения, осложненные полупредикативными обособленными членами.112-1193.4.Предложения, осложненные уточняющими обособленными членами.120-1253.5.Предложения, осложненные вводными конструкциями.126-1353.6.Предложения, осложненные вставными конструкциями.136-1413.7.Предложения, осложненные обращениями.142-1474.Синтаксис сложного предложения.

4.1.Сложное предложение как синтаксическая единица.148-1554.2.Классификация сложных предложений.156-1604.3.Сложносочиненное предложение. Средства связи предикативных частей.161-1654.4.Классификация сложносочиненных предложений166-1704.5.Сложноподчиненные предложения, их общая характеристика.171-1764.6.Классификация сложноподчиненных предложений.177-1834.7.Бессоюзные предложения.184-1904.8.Сложные предложения контаминированной структуры.191-1955.Синтаксис текста.

Монологические и диалогические формы речи.

5.1.Сложное синтаксическое целое как семантико-синтаксическая единица текста.196-2025.2.Абзац.203-2055.3.Период.206-2105.4.Диалогическое единство.211-2165.5.Способы передачи чужой речи. Цитация.217-2226.Пунктуация. Принципы русской пунктуации.

6.1.Понятие о пунктуации и история ее изучения.223-2276.2.Принципы русской пунктуации.228-2336.3.Современная система знаков препинания, их основные функции.234-2396.4.Регламентированная и нерегламентированная пунктуация. Факультативная и авторская постановка знаков препинания.240-244


    ТЕСТЫ

    1. Форма слова рассматривается как единица синтаксическая в работах

    1) В.В. Виноградова

    2) В.В. Бабайцевой


    3) Н.С. Валгиной

    4) Е.И. Дибровой


    2. Элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются

    1) Союзы

    2) окончания

    3) Суффиксы


    3. Валентные (сочетательные) свойства глагольных словоформ нередко обусловливаются такими морфемами, как _______, которые соотносятся по своей роли с предлогами (например, дойти до леса, съехать с горы).
  1. Суффиксы
  2. Постфиксы
  3. Приставки
  4. Корни

    4. Форма слова – это минимальный элемент построения
  1. Только словосочетания
  2. Только предложения
  3. Словосочетания и предложения
  4. Всех синтаксических единиц

    5. В работах такого лингвиста, как ___, под словосочетанием понимается непредикативное соединение знаменательных слов на основе только подчинительной связи.
  1. А.М. Пешковский
  2. В.В. Виноградов
  3. Е.С. Скобликова
  4. В.А. Белошапкова

    6. Признак словосочетания, который характеризует его как единицу номинативного типа, выражающую единое, хотя и расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях, называется признаком
  1. Грамматическим
  2. Структурным
  3. Семантическим
  4. Функциональным

    7. Среди перечисленных словосочетаний самую сложную парадигму имеет словосочетание
  1. Бежать быстро
  2. Можно понять
  3. Заботливый друг
  4. Далеко от дома

    8. Не в начальной форме употреблено словосочетание
  1. Всем известный
  2. Буду петь громко
  3. Старик в очках
  4. Двое друзей

    9. Согласно теории В.В. Виноградова, среди перечисленных сочетаний слов словосочетанием является
  1. Пусть приедет
  2. Вопреки неудаче
  3. Очень скромный
  4. Яблоки и груши

    10. Все сочетания слов являются подчинительными словосочетаниями в ряду
  1. Книга сестры, слишком трудный, дать стрекача
  2. Много песен, теплый дождь, брат читает
  3. Говорил улыбаясь, знамя полка, буду читать
  4. Желаю счастья, три девицы, золотые серьги


    11. Установите соответствие между сочетаниями слов и их типами.

1) Осенний, но теплый

2) Самый светлый

3) Кто-то из детей

4) Тянуть канитель

А) Сложная словоформа

Б) Сочинительное словосочетание

В) Фразеологическое сочетание

Г) Подчинительное словосочетание

12. К именным словосочетаниям не относятся словосочетания

  1. Субстантивные
  2. Адвербиальные
  3. Адъективные
  4. Нумеративные

    13. Все словосочетания являются субстантивными в ряду
  1. Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои
  2. Сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся
  3. Поющие птицы, возбуждающий интерес, унесенный ветром
  4. Поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лес

    14. По морфологической природе главного компонента словосочетания гуляю в лесу, весело смеясь являются словосочетаниями
  1. Субстантивными
  2. Адъективными
  3. Глагольными
  4. Адвербиальными

    15. Все словосочетания являются адъективными в ряду
  1. С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью
  2. Интересный для нас, красный от мороза, вялый из-за болезни
  3. Добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице
  4. Похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле


    16. Определите тип словосочетаний по характеру стрежневого компонента.

1) Три студента

3) Осенью прошлого года

4) Двумя подругами

17. Словосочетание пора уходить, выделенное из предложения «Нам пора уходить», является словосочетанием

  1. Глагольным
  2. Адвербиальным
  3. С главным словом – категорией состояния
  4. Субстантивным

    18. По морфологической природе главного и зависимого компонентов словосочетание любойизстудентов является словосочетанием
  1. Субстантивно-адъективным
  2. Адъективно-субстантивным
  3. Местоименно-адъективным
  4. Местоименно-субстантивным

    19. Согласование как вид синтаксической связи представлено во всех словосочетаниях ряда
  1. Падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас
  2. Разрисованная витрина, любящие родители, развешанные на стенах
  3. Удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол
  4. Своё присутствие, некоторые наречия, придуманный мною

20. Неполное согласование представлено в словосочетании

  1. Деревянное изделие
  2. Наша врач
  3. Выученный урок
  4. Умный ребенок

    21. Управление как вид синтаксической связи представлено во всех словосочетаниях ряда
  1. Увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно
  2. Двое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль
  3. Оба пенсионера, нами решенный, долго молчали
  4. Образованный от наречия, каждый из присутствующих, три березы

    22. Сильное управление характерно для словосочетаний
  1. Гулять у реки
  2. Девять дней
  3. Нарушить тишину
  4. Борьба за чистоту

    23. Управление в словосочетании верендолгу может быть охарактеризовано как управление
  1. Сильное, беспредложное, именное
  2. Слабое, беспредложное, именное
  3. Сильное, предложное, именное
  4. Сильное, беспредложное, именное

    24. Примыкать не может такая часть речи, как
  1. Наречие
  2. Краткое причастие
  3. Деепричастие
  4. инфинитив

    25. Примыкание представлено во всех словосочетаниях ряда
  1. Вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом
  2. Откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую
  3. Говорить невпопад, два рубля, любуясь собой
  4. Сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату

    26. Все словосочетания ряда № ___ имеют одинаковую семантику.
  1. Смелый человек, корзина с грибами, спать днем
  2. Очень яркий, слишком грубый, визг колёс
  3. Три окна, слыть добряком, множество звезд
  4. Купить книгу, равнодушный к природе, туфли из замши

    27. Субъектные отношения между компонентами словосочетания могут рассматриваться как разновидность отношений
  1. Объектных
  2. Атрибутивных
  3. Комплетивных
  4. Обстоятельственных

    28. Атрибутивные отношения характерны для словосочетаний ряда
  1. Чудесный день, проверка тетрадей
  2. Лапа медведя, изучение истории
  3. Дом отца, шашлык по-кавказски
  4. Груда камней, составление плана

    29. В словосочетании сердиться из-за письма синтаксические отношения взаимодействуют, образуя контаминированные, комплексные значения:
  1. Обстоятельственные и объектные
  2. Комплетивные и объектные
  3. Атрибутивные и обстоятельственные
  4. Атрибутивные и объектные


    30. Для словосочетаний характерны частные обстоятельственные значения

1) Приехать вечером

2) Забыть по рассеянности

3) Копить про запас

А) Значение цели

Б) Значение времени

В) Значение места

Г) Значение причины

31. Если в словосочетании главное слово называет предмет, а зависимое – лицо, которому этот предмет принадлежит, то между компонентами словосочетания складываются отношения

  1. Объектные
  2. Обстоятельственные
  3. Атрибутивные
  4. Комплетивные

    32. Все словосочетания являются синтаксически цельными в ряду
  1. Большинство присутствующих, кто-то из детей, красивая ваза
  2. Нечто детское, сотни дорог, кто-то из ученых
  3. Два студента, откуда-то из темноты, человек высокого роста
  4. Столько вопросов, множество звезд, лодка без весел

    33. Цельное словосочетание со значением совместности есть в предложении
  1. Ира с Володей уехала на море.
  2. Отец живет с сыном.
  3. Странный человек с черным портфелем привлек наше внимание.
  4. Мать с дочерью пошли гулять.

    34. К цельным количественно-именным словосочетаниям относится словосочетание
  1. Что-то трудное
  2. Пятый с краю
  3. Груда камней
  4. Трое из вас

    35. В цельных словосочетаниях с общим значением избирательности главными словами могут быть
  1. Имена прилагательные
  2. Глаголы
  3. Имена числительные
  4. Имена существительные

    36. Подлежащее не выражено цельным словосочетанием в предложении
  1. В саду березки с кленами встречают нас поклонами (Матусовский).
  2. Ко мне подошла девушка высокого роста.
  3. В глуби грунтовой столько силы! (Чистяков).
  4. А кто из детей не хочет стать взрослым? (Студеникин).

    37. По количеству компонентов простым является словосочетание
  1. Очень необычное явление
  2. Самый интересный фильм
  3. Принести новую книгу
  4. Говорить слишком громко

    38. Трехкомпонентным является словосочетание
  1. Читать очень интересную книгу
  2. Скупая на цвета северная природа
  3. Всегда готовый бороться в одиночку
  4. Буду поливать цветы из лейки

    39. Словосочетания ____ структурно являются сложными, а семантически простыми, так как допускают вычленение из их состава двухсловных словосочетаний:
  1. Производить осмотр помещения
  2. Дарить цветы любимым
  3. Вкусное на вид яблоко
  4. Вести борьбу с разгильдяйством

    40. По количеству компонентов все словосочетания являются сложными в ряду
  1. Единственный свободный день, будем петь вместе
  2. Гулять в городском парке, более высокий уровень
  3. Короткий зимний день, дать ребенку игрушку
  4. Пусть уезжает завтра, бежать сломя голову

    41. По классификации структурных типов словосочетаний, представленной в работах Н.Ю. Шведовой, в «Грамматике -70», сложным является словосочетание
  1. Дать книгу брату
  2. Моя любимая игрушка
  3. Летние дни на природе
  4. Очень увлеченно читать

    42. Если словосочетание понимается как непредикативное сочетание слов, то, кроме подчинительных, выделяются и сочинительные словосочетания. Такой подход представлен в исследованиях
  1. В.В. Виноградова
  2. П.А. Леканта
  3. В.А. Белошапковой
  4. Н.С. Валгиной

    43. К дифференциальным признакам сочинительных словосочетаний относятся
  1. Грамматическая независимость компонентов
  2. Разная синтаксическая функция компонентов в предложении
  3. Использование в качестве средств связи перечислительной интонации
  4. Использование в качестве средств связи подчинительных союзов

    44. Между компонентами сочинительного словосочетания то взлетает, то падает смысловые отношения
  1. Соединительные
  2. Противительные
  3. Разделительные
  4. Градационные


    45. Смысловые отношения между компонентами сочинительных словосочетаний:

1) Не только дети, но и взрослые

2) Мороз и солнце

3) Подумал, но не сделал

4) То ли дождик, то ли снег


    46. Сочинительное словосочетание открытого ряда представлено в предложении
  1. Теперь то холмик, то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей (Пушкин).
  2. Здесь было тихо и прозрачно (Л. Толстой).
  3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Крылов).
  4. Между тучами и морем гордо реет Буревестник… (Горький).

    47. Впервые определение предложения как синтаксической единицы с опорой на собственно языковые факты (на глагольную словоформу) было предложено
  1. Ф.И. Буслаевым
  2. Н.И. Гречем
  3. А.А. Потебней
  4. В.В. Виноградовым

    48. Грамматическая категория, которая выражает отношение говорящего к сообщаемому, называется
  1. Предикативность
  2. Пропозитивность
  3. Субъективная модальность
  4. Объективная модальность


    49. Предложениям соответствуют структурные схемы

1) Небо было звездное.

2) Двери открыты.

3) Мой отец – врач.

50. Актуальное членение предложения Пришла весна представлено следующим образом:

  1. Тема – Пришла, рема – весна
  2. Рема – Пришла, тема – весна
  3. Предложение коммуникативно нерасчлененное, тема отсутствует
  4. Предложение коммуникативно нерасчлененное, рема отсутствует

    51. Предложение Всё сильней биенье крови в теле, раненном тоской (А. Ахматова) характеризуется такими чертами, как
  1. Предикативность
  2. полипредикативность
  3. монопропозитивность
  4. полипропозитивность

52. В характеристике предложения Воздух не знойный, но уже и не холодный допущена ошибка:

  1. Повествовательное
  2. Утвердительное
  3. Со значением характеризации
  4. Двусоставное

    53. Повествовательным, эмоционально не окрашенным, утвердительным является предложение
  1. Вернись, пожалуйста, быстрее.
  2. Не поговорить ли нам о делах?
  3. Ничто не предвещало непогоды.
  4. Я не мог не засмеяться.

    54. К структурным признакам простого предложения относятся
  1. Наличие одной предикативной основы
  2. Завершенность информативной семантики
  3. Грамматически оформленные связи и отношения
  4. Коммуникативная членимость

    55. Полная парадигма простого предложения
  1. Четырехчленна
  2. Пятичленна
  3. Шестичленна
  4. Семичленна

    56. Для предложения Ночью город – опрокинутое небо (М. Цветаева) характерна семантика
  1. Бытийности
  2. Номинации
  3. Акциональности
  4. Характеризации

    57. По морфологическому выражению члены предложения Большое видится на расстоянии (С. Есенин) характеризуются как
  1. Все морфологизованные
  2. Обстоятельство – неморфологизованный член предложения, остальные члены предложения – морфологизованные
  3. подлежащее – неморфологизованный член предложения, остальные члены предложения – морфологизованные
  4. сказуемое – морфологизованный член предложения, остальные члены предложения – неморфологизованные

    58. Сказуемое семантически факультативно в предложении
  1. Язык растет вместе с культурой (А.Н. Толстой).
  2. У нее были большие синие глаза (Яковлев).
  3. Серебрится ячмень колосистый (Бунин).
  4. Вновь зарей восток озолотило (Смирнов).

    59. Подлежащее как главный член предложения обладает следующими дифференциальными признаками:
  1. Входит в структурную схему предложения
  2. Является ремой (содержит «новое») при актуальном членении предложения
  3. Обычно занимает позицию после сказуемого
  4. Является грамматически независимым членом предложения


    60. Подлежащим соответствуют способы выражения:

1) Понимать – значит сочувствовать (Гранин).

2) Ничто не сблизит больше нас (Лермонтов).

3) Настало и роковое «послезавтра» (С.-Щ.)

4) Впереди шли семеро косцов (Гиляровский).

Г) Цельное словосочетание

61. Подлежащее выражено цельным словосочетанием со значением совместности в предложении

  1. Каждый из нас станет на самом краю площадки (Лермонтов).
  2. На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись (Крылов).
  3. Два облака белых плывут по лазури (Шкляревский).
  4. Серп месяца стал ярче и светил теперь сквозь ивы (Вересаев).

    62. Подлежащее верно выделено в предложениях
  1. Что-то слышится родное в грустной песне ямщика.
  2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.
  3. Каждый из нас мечтал о победах.
  4. Хорошо бежать утром по росе.

    63. Подлежащее является морфологизованным в предложении
  1. Всё преувеличивать было его страстью.
  2. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты (Пушкин).
  3. Прошло около двух часов.
  4. Упорствующий до предела почти всегда бывает прав (Винокуров).

    64. При структурно-семантическом подходе к классификации сказуемого учитывается:
  1. Семантика сказуемого
  2. Способ выражения сказуемого
  3. Структура сказуемого
  4. Морфологическое выражение и структура сказуемого

    65. Простое именно сказуемое выделяется при классификации
  1. Семантической
  2. Морфологической
  3. Структурной
  4. Структурно-семантической

    66. Составное глагольное сказуемое выделяется в предложении
  1. Еще я долго буду петь (Есенин).
  2. Комбату приказали в это день взять высоту (Львов).
  3. Ах, если б вас могла я ненавидеть (Пушкин).
  4. Одним словом, он был не в духе.


    67. Установите соответствие сказуемых их типам:

1) Любить-то я любил (Семенов)

2) Я хочу объехать целый свет.

3) Кругом было тихо и безлюдно (Арсеньев).

4) После чая я упросил Веру петь (Вересаев).

А) Составное именное

Б) Простое глагольное осложненного типа

В) Составное глагольное

Г) Простое глагольное

68. Нет составного именного сказуемого в предложении

  1. Была лишь черная тайга да темная ночь (Короленко).
  2. Недвижим был воздух (Вересаев).
  3. Алмазами казались солнца блики (Ахматова).
  4. Книга – ключ к знаниям (пословица).

    69. Сказуемое в предложении Осень пришла дождливая, холодная
  1. Простое глагольное
  2. Составное именное с отвлеченной связкой
  3. Составное именное с полуотвлеченной связкой
  4. Составное именное со знаменательной связкой

    70. Верно выделена предикативная основа в предложении
  1. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет (Есенин).
  2. Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (Чехов).
  3. Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой (Крылов).
  4. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков (Толстой).


    71. Установите соответствие между видом предикативной связи и предикативной основой в предложении (в основу положен подход, представленный в синтаксических исследованиях П.А. Леканта).

1) Грянуло дружное ура.

2) Ваш приход кстати.

3) Звенит капель.

4) Ты пришла вовремя.

А) Семантическое согласование

Б) Отсутствие согласования

В) Условное согласование

Г) Грамматическое согласование

72. Соположение как вид предикативной связи представлено в предложении

  1. Лес – наше богатство.
  2. Он вернулся домой усталым.
  3. Мы за свободу.
  4. Ночь темная.

    73. Тяготение как вид предикативной связи устанавливается в предложении со сказуемым
  1. Простым глагольным
  2. Составным глагольным
  3. Составным именным
  4. Простым глагольным осложненного типа

    74. Односоставным является предложение
  1. Ночь темная.
  2. Удивительная в лесу тишина! (Тургенев).
  3. На улицах пусто.
  4. Люблю я пышное природы увяданье… (Пушкин).


    75. Установите соответствие односоставных предложений их типам.

1) Так забудь же про мою тревогу, не грусти так шибко обо мне (Есенин).

2) Топили тут плохо.

4) Вам не видать таких сражений! (Лермонтов)

76. Определенно-личным является предложение

  1. Трудно описать мое восхищение (Пушкин).
  2. Из песни слова не выкинешь (пословица).
  3. Люблю грозу в начале мая (Тютчев).
  4. Просто мне нездоровилось в это время (Куприн).

    77. Не является неопределенно-личным предложение
  1. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин).
  2. В семье много пели, играли на рояле.
  3. Теперь в лесах везде косят.
  4. Спустя лето в лес за грибами не ходят (пословица).

    78. Не является безличным предложение
  1. Сильнее кошки зверя нет (Крылов).
  2. В лугах пахнет скошенным сеном (Тургенев).
  3. Как некстати было это воспоминание.
  4. Жгучим морозом опаляет лицо (Фурманов).

    79. Инфинитивным является предложение
  1. И царица хохотать, и плечами пожимать (Пушкин).
  2. Курить – здоровью вредить.
  3. Мне надо ехать к коменданту (Лермонтов).
  4. Быть грозе великой (Пушкин).

    80. Односоставным номинативным является предложение
  1. Дорога грязная.
  2. Вон за рощей деревня (Тургенев).
  3. Теплый весенний вечер.
  4. Звени, звени, Златая Русь! (Есенин).

    81. Верно определена характеристика предложения:
  1. В лесу покой и тишина. (номинативное)
  2. Хорошо в деревнях хлеб пекут. (безличное)
  3. Смеху-то! (генитивное)
  4. Шила в мешке не утаишь. (определенно-личное)

    82. Впервые дал развернутое учение о второстепенных членах и предложил их классификацию
  1. Ф.И. Буслаев
  2. А.А. Потебня
  3. Д.Н. Овсянико-Куликовский
  4. А.М. Пешковский

    83. Определение считается морфологизованным, если оно выражено
  1. Именем прилагательным
  2. Инфинитивом
  3. Наречием
  4. Полным причастием

    84. Только согласованные определения есть в предложениях
  1. С крыши дома напротив сбрасывали мокрый снег.
  2. Глухо раздавались мои шаги в застывающем воздухе.
  3. Легкий порыв ветра разбудил меня.
  4. И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле (Тютчев).

    85. Верно выделено приложение в предложении
  1. Сестра Лиза приехала на весенние каникулы (Каверин).
  2. Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов).
  3. Озеро Байкал – самое глубокое в мире.
  4. Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем.

    86. Косвенное дополнение есть в предложении
  1. Кто сеет ветер, пожнет бурю (пословица).
  2. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы (Пушкин).
  3. Лисицу сыр пленил (Крылов).
  4. Нагнув голову и скрестив руки, он с раздражением и тоской ждал Анку (Пастернак).

    87. дополнения являются прямыми в предложениях
  1. Но не вернуть ей дней былых (Некрасов).
  2. Упустишь минуту – потеряешь час (пословица).
  3. Я не люблю весны (Пушкин).
  4. Князю лебедь отвечает: — Свет о белке правду бает (Пушкин).


    88. Установите соответствие между выделенными обстоятельствами и их разрядами по семантике:

1)От радости в зобу дыханье сперло (Крылов).

2) На юг я приехал для работы над книгой (Паустовский).

3) Береги платье снову, а честь смолоду (пословица).

4) Вопреки ожиданиям погода резко ухудшилась.

89. Установите соответствие между выделенными обстоятельствами и их разрядами по семантике:

1) Зима легла неслышно у порога… (Ковалев).

2) Ты богат, я очень беден (Пушкин).

3) На снегу следы зверей и птиц (Константинов).

4) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (Пушкин).

А) Меры и степени

Б) Образа действия

90. Установите соответствие выделенных детерминантов их типам

1)У сильного всегда бессильный виноват (Крылов)

4) Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьев (Бунин).

Б) Обстоятельственный со значением времени

В) Обстоятельственный со значением места

91. Синкретичный член предложения, в котором сочетаются определительное и обстоятельственное значения, выделяется в предложении

  1. Слух обо мне пройдет по все Руси великой (Пушкин).
  2. Вам нравится девушка в красном? (Васильев).
  3. Поезд на Москву прибыл без опоздания (Леонов).
  4. Снег лежит на ветках деревьев.

    92. Причиной возникновения синкретизма второстепенного члена в Париж в предложении Я всегда мечтал о поездке в Париж является
  1. Эллипсис (пропуск) глагольной словоформы
  2. Наличие двойных синтаксических связей и отношений
  3. Синкретичное категориальное значение словоформы
  4. Лексико-грамматические свойства сочетающихся словоформ

    93. Дуплексив (второстепенный член предложения с двойными связями и отношениями) выделяется в предложении
  1. Море я буду любить всегда (Соколов-Микитов).
  2. На деньги ума не купишь (пословица).
  3. Леса учат человека понимать прекрасное (Чехов).
  4. Прозрачный лес один чернеет (Пушкин).

    94. Неполным является предложение
  1. Знойный полдень.
  2. В воздухе ни звуков, ни движенья (Чехов).
  3. Веет хмелем и свежестью росной (Смирнов).
  4. Приветствую тебя, пустынный уголок (Пушкин).

    95. Вторая часть предложения Юность богата надеждами, а старость – опытом (Коптяева) является предложением
  1. Полным двусоставным
  2. Полным односоставным
  3. Неполным контекстуальным
  4. Эллиптическим


    96. Двусоставным неполным ситуативным является предложение (или часть предложения)
  1. Кому-то принесли от мастера Ларец (Крылов).
  2. Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу (Есенин).

    3) Бросил весла и еще раз оглянулся.

    4) Я купила красное платье, а моя сестра – синее.


    97. Эллиптическими являются предложения
  1. Над рощей красный диск луны (Блок).
  2. В воздухе прохладно.
  3. Ни ветерка, ни крика птицы (Блок).
  4. Вдруг передо мною рытвина глубокая (Лермонтов).

98. Установите соответствие предложений их типам.

1) Утро великолепное.

2) Посреди комнаты стол (Чехов).

3) Спустя в лес за грибами не ходят (пословица).

4) Ни хруста, ни шороха (Звездин).

А) Двусоставное неполное

Б) Двусоставное полное

В) Односоставное неполное

Г) Односоставное полное

99. Нет нечленимых предложений в варианте

  1. Нет, нигде ни огонька, ни намека на берег (Солоухин).
  2. Ура! Мы ломим; гнутся шведы… (Пушкин).
  3. А разве это секрет? – Бесспорно.
  4. Всякий человек, бесспорно, в своих поступках волен (Тургенев).

    100. Выделенное нечленимое предложение Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства…(Чехов) является
  1. Утвердительным
  2. Отрицательным
  3. Эмоционально-оценочным
  4. Побудительным

101. Предложения с однородными, обособленными членами, с вводными и вставными конструкциями, с обращениями изучает синтаксис:

  1. простого предложения
  2. сложного предложения
  3. осложненного предложения
  4. словосочетания

    102. По мнению ___________ предложения с однородными членами не являются предложениями осложненной структуры.
  1. Приятниной А.Ф.
  2. Шанского Н.М.
  3. Перетрухина В.М.
  4. Валгиной Н.С.

    103. Не являются членами предложения следующие осложняющие элементы:
  1. обособленные определения
  2. обособленные обстоятельства
  3. вводные и вставные конструкции
  4. обращения

104. Обособленные обстоятельства и определения обладают следующими признаками:

  1. полипредикативность
  2. монопредикативность
  3. полупредикативность
  4. полипропозитивность

105. К осложненным предложениям не относятся предложения:

  1. с однородными членами
  2. с уточняющими членами
  3. сложноподчиненные
  4. с вводными конструкциями

    106. Основными средствами связи однородных членов являются:
  1. подчинительные союзы
  2. служебные слова
  3. интонация
  4. сочинительные союзы


    107. Члены предложения, связанные сочинительными отношениями и занимающие одинаковую синтаксическую позицию, называются __________________.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Синтаксис современного русского языка (лекции для иностранных студентов гуманитарного профиля) (стр. 2 )

Атрибутивные отношения характерны для словосочетаний рядаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Атрибутивные отношения характерны для словосочетаний ряда

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободные и несвободные.

Свободными называются словосочетания, в которых компоненты заменяемы и независимы.

Несвободные словосочетания составляют единства с точки зрения семантики (значения):

а) синлексы *зачетная книжка, студенческий билет, принять участие;

б) фразеологизмы * бить баклуши

Несвободные словосочетания всегда выполняют одну функцию в предложении (один член предложения).

4) Классификация по выполняемым синтаксическим функциям.

В зависимости от выполняемых синтаксических функций выделяют синтаксически разложимые и неразложимые (обусловленные и необусловленные / членимые и нечленимые) словосочетания.

В синтаксически разложимых словосочетаниях компоненты словосочетания выполняют разные синтаксические функции (являются разными членами предложения).

*читаю интересную книгу

В неразложимых словосочетаниях компоненты выполняют одну функцию, т. е. являются одним членом предложения.

* Самоуверенный человек не уважает мнение других.

Кроме указанных классификаций еще существуют

5) классификация по смысловым отношениям,

6) классификация по способу связи (согласуемые, управляемые и т. д.).

Но для того, чтобы их рассмотреть, нужно выяснить, какие смысловые отношения и способы связи существуют в словосочетаниях.

4. Синтаксические (смысловые) отношения в словосочетании

Структура: Главное слово + Зависимое слово

1) атрибутивные смысловые отношения (определительные /какой, чей?)

* красивая одежда, твоя книга, первая встреча, брат подруги,

желание учиться, кофе по-турецки

При атрибутивных смысловых отношениях зависимое слово является определением (синтаксическая функция, член предложения)

Некоторые ученые выделяют так называемые оппозитивные смысловые отношения. Например, утес-великан, озеро Байкал. Их тоже можно назвать атрибутивными.

2) субъектные смысловые отношения. Они характерны для словосочетаний, в которых

существительное в Родительном падеже (кого? чего?)

обозначает субъект, который выполняет действие, названное существительным, главным словом.

* бег спортсмена, разлив реки, приезд брата

В таких словосочетаниях зависимое слово является определением.

В некоторых учебниках () субъектные отношения понимаются шире: к субъектным относятся словосочетания, которые состоят из причастий и существительных в Творительном падеже (кем? чем?).

*построенный студентами, проверенный учителями.

3) объектные смысловые отношения

обозначает объект, на который направлено это действие

*купить книгу, написать

обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие. В таком случае употребляется Творительный орудийный (чем?)

* пилить пилой, писать ручкой

обозначает объект, на который направлен этот признак

*гордый победой, счастливый в любви, надежный в дружбе

При объектных отношениях зависимое слово в предложении является дополнением.

4) адвербиальные (обстоятельственные) смысловые отношения. Возникают между компонентами: а)

наречие, существительное, местоимение, инфинитив

дает различную характеристику этому действию

* жить в общежитии, приехать вечером, сказать по ошибке, поехать отдыхать, бежать быстро

Эти отношения могут конкретизироваться как пространственные, временные, причинные, целевые, определительно-обстоятельственные.

б) Они могут возникать также, если

обозначает степень проявления признака

*очень красивый, весьма недурной

При адвербиальных смысловых отношениях зависимое слово в предложении является обстоятельством.

5) комплетивные (восполняющие) смысловые отношения характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов.

*назвался груздем, два листа, слыть простаком

В совокупности компоненты словосочетания выполняют одну синтаксическую функцию (один член предложения).

Синкретизм смысловых отношений. Это соединение, объединяющее смысловые отношения. Возникает в словосочетаниях, где главное слово имеет сложную семантику (предмет и действие).

*любовь к Родине (атрибутивные и объектные отношения),

ночевка в лесу (атрибутивные и адвербиальные)

5. Способы синтаксической связи

Синтаксические связи — это формы выражения смыслов. Существуют на разных уровнях (в словосочетаниях, в простых и сложных предложениях).

Сочинительная связь (только в пределах предложения) – связь между однофункциональными по своему синтаксическому статусу единицами (*между одинаковыми членами предложения).

Подчинительная связь — связь между синтаксическими единицами, когда один из компонентов выступает как главный.

Способы связи в словосочетании (и в сложном предложении):

1) согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется форме главного в одноименных грамматических категориях, т. е. роде, числе, падеже.

Согласование может быть полным (*зеленая трава, маленький мальчик) или неполным.

*После беседы с ним она ходила какой-то грустной.

Особая разновидность – в приложении (полное и неполное *на озере Байкал).

2) управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определенной формы (*падежа), отличной от формы главного компонента.

Виды управления различаются

А) по характеристике главного слова:

— приглагольное (*купить книгу, подъехать к дому);

— приименное (* стакан воды, два брата, вид спорта, покорный судьбе)

— принаречное (* украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой).

Б) В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управление:

— предложное (* любовь к родине, вернуться на родину);

— беспредложное (*написать письмо, понятный всем, полный надежды).

—вариативное (*соскучился о тебе, по тебе..)

В) Управление может быть сильным и слабым.

—При сильном управлении главное слово требует для зависимого определенную падежную форму:

а) переходный глагол + имя в Винительном падеже (*подарить подарок);

б) переходный глагол с отрицанием + имя в Родительном/Винительном падеже (*не видел книгу /и);

в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях * пять человек);

г) если предлог соответствует приставке глагола (* дойти до дома, зайти за угол);

д) косвенно-переходный глагол + имя в Творительном падеже (*дирижировать оркестром).

—При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова.

* подарить подарок – сильное управление; подарить в 2 часа – слабое управление.

3) примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (неизменяемая часть речи) выражает свою зависимость от главного только местоположением и смыслом. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив.

*читать вслух, приехать поздно, сидеть согнувшись, хотеть учиться, очень хороший

1) форма зависимого слова /окончания/ *директор школы, изучать лингвистику;

2) предлог /уточняет значение падежных форм/ *любовь к родине, разлука с родиной;

3) в предложении — союзы (при однородных членах предложения)

4) порядок слов (* сравните: хорошая погода / Погода хорошая!). Падежные зависимые формы (говорить с другом), зависимый инфинитив (пойти обедать), обстоятельственные наречия (остаться здесь) обычно находятся в постпозиции.

5) в предложении – интонация. В словосочетании — только при примыкании, как средство обнаружения главного и зависимого слова.

Главное слово — Зависимое слово

Возникает на основе смысловых отношений между компонентами

Оно носит обобщающий характер и зависит от структуры словосочетания и пр.

Внизу обозначаем части речи

Стрелка обозначает подчинительный способ связи.

Указываем средства связи.

Указываем количество компонентов /объем словосочетания

*Разбор: красный шар берег моря

прил. + сущ. сущ. + сущ. в Р. п.

признак предмет предмет признак

2. Дополнительный материал:

Смысловые отношения в конструкциях на уровне предложения.

1. Смысловые отношения в предложении.

1) Форма предложения – это его грамматическая основа. В двусоставных предложениях – это подлежащее и сказуемое, в односоставных предложениях — один главный член предложения.

Значение грамматической основы складывается из субъекта и его предикативного признака. То есть субъект — носитель предикативного признака. Следовательно, основные синтаксические отношения — субъектно-предикативные смысловые отношения (в двусоставных и односоставных предложениях).

Подлежащее отличается от субъекта тем, что оно является элементом структуры (формы), а субъект — это элемент семантики (грамматического значения) предложения. В некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально.

*Поют. Потеплело. В аудитории жарко.

Итак, форма предложения – грамматическая основа, смысловые отношения — субъектно-предикативные.

2) обособленные члены предложения.

Смысловые отношения в них — полупредикативные (значение добавочного сообщения), имеют потенциальную возможность стать основными.

* бежит, подпрыгивая * Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.

3) однородные члены предложения.

Смысловые отношения равноправия.

* Мальчик купил книгу и тетрадь.

Они занимают одинаковую синтаксическую позицию (член предложения — дополнение).

4) уточняющие члены предложения. Это такие члены предложения, которые уточняют семантику слов с более общим значением

* Там, вдали за рекой.

Смысловые отношения пояснительные.

5) Парцеллированные члены предложения. Смысловые отношения присоединительные.

Парцелляция возникает в процессе речевой деятельности, когда говорящий хочет выделить какой-то элемент, он выносит его за структуру предложения. *Продается квартира. Недорого.

6) Вводные единицы. Смысловые отношения — соотносительные (соотношение высказывания с мыслями говорящего).

* Зима, к счастью, была не очень холодной.

7) Обращение — фатические смысловые отношения — контактоустанавливающие.

*Девушка, скажите, пожалуйста, который час?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что такое словосочетание?

2. Чем отличается словосочетание от предложения, от сочетания слов?

3. Какие существуют классификации словосочетаний?

4. Какие существуют типы словосочетаний по главному слову

5. Что такое словосочетание простое и сложное, синтаксически свободное и несвободное?

6. Каковы синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание?

7. Какие существуют виды синтаксической связи (в словосочетании и предложении)?

8. Что такое полное и неполное согласование?

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Отношения между компонентами словосочетания

Отношения между компонентами словосочетания

Смысловые отношения

атрибутивные (определительные какой /, чей?) главное слово существительное

обозначает предмет зависимое слово — любая часть речи обозначает признак: красивая мама, твоя книга, брат подруги

субъектные какой? главное слово существительное (отглагольное) обозначает действие зависимое слово сущ. в Р.п. (кого? чего?) обозначает субъект, который выполняет действие, названное сущ., гл. словом: бег спортсмена, разлив реки, приезд брата

объектные (вопросы косв.падежей)

главное слово — глагол обозначает действие

зависимое слово — существительное, местоимение обозначает объект, на который направлено это действие: купить книгу, написать письмо

зависимое слово сущ., местоим. (чем?) обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие: пилить пилой, писать ручкой

главное слово — прилагательное обозначает признак

зависимое слово — сущ., местоим. обозначает объект, на который направлен этот признак: гордый победой, надежный в дружбе

адвербиальные (обстоятельственные)

главное слово — глагол обозначает действие

зависимое слово — наречие, сущ., местоим., инфинитив дает различную характеристику этому действию: жить в палатке, приехать днем, бежать быстро

главное слово — прилагательное обозначает признак

зависимое слово — наречие обозначает степень проявления признака: очень красивый, весьма недурной

комплетивные (восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов; компоненты словосочетания — один член предложения: назвался груздем, два листа, слыть простаком

Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей?

Субъектные отношения связаны с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них (творительный падеж) обозначает производителя действия или носителя состояния и отвечает на вопросы Р .п. кого? чего?

Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей, например: купить книгу, надежный в дружбе. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия, например: пилить пилой.

Адвербиальные (обстоятельственные) отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям.

Комплетивные (восполняющие) отношения – это отношения, при которых главное слово является информативно недостаточным и требует необходимого пояснения (восполнения) зависимой словоформой (назвался груздем, слыть простаком).

Атрибутивные отношения характерны для словосочетаний ряда

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.Тест на тему Словосочетание
Тест на тему Синтаксические связи и синтаксические отношения в словосочетании

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

🎬 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Полудуальные отношения. CоционикаСкачать

Полудуальные отношения. Cоционика

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Классификация словосочетаний по главному словуСкачать

Классификация словосочетаний по главному слову

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССПСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 7. Синтаксис: словосочетаниеСкачать

Английский язык: теоретическая грамматика. Лекция 7. Синтаксис: словосочетание

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnline

Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать

Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | Инфоурок

Russian Studies P-10 M-05. Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Russian Studies P-10 M-05. Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

ФразеологизмыСкачать

Фразеологизмы

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования
Поделиться или сохранить к себе: