Архаичное словосочетание преподобный топор свойство изменчивости

Видео:Мы вошли в эпоху ПереломаСкачать

Мы вошли в эпоху Перелома

ПРЕПОДОБНЫЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ, весьма подобный, схожий, похожий на что; ❘ твер. кур. о вещи, весьма хороший, бесподобный, превосходный, годный, угожий. Преподобный топор, долото. ❘ О человеке, святой, праведный, угодник. ❘ Кому усвоен почет преподобия, монах, иногда священник, из черного духовенства. Высокопреподобный иеромонах, настоятель. ❘ Преподобие или преподобность, преподобство, святость; праведность человека; встарь говор. ваше преподобство или преподобствие, ныне ваше преподобие. Служба преподобническая, Мин. 4 февраля, преподобному. Преподобнолепно, прилично преподобству. -мудрый, исполненный мудрости и святости. -мученик, -ница, инок, монах или инокиня, пострадавшие смертью за Христа.

Источник: Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 томах / Даль В.И. — М. : РИПОЛ классик, 2006. / Том 3. П. – 544 с. / П. 5-543 с. — (Золотая коллекция). ISBN 5–7905–4703–6

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Видео:О духовной войне Преподобный Силуан АфонскийСкачать

О духовной войне  Преподобный Силуан Афонский

Рабочая программа по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Ершовский агропромышленный лицей»

Директор ГБПОУ СО «ЕАЛ»

_____________ Поветкин Д.А.

Приказ № __ от «__»___2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА . РУССКИЙ ЯЗЫК»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для всех профессии социально-экономического профиля

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», разработанной Федеральным институтом развития образования, от 21 июля 2015 г. для профессиональных образовательных.

Рассмотрено на заседании методической

комиссии дисциплин общеобразовательного Согласовано с председателем

цикла. методического совета лицея ГБПОУ СО «ЕАЛ»

Протокол №1, от «28» августа 2019 г. Протокол № 1, «29» августа 2019 г.

________________/Рахматулина О.А./ Председатель МС _______________/Давыденко Л.И./

Составитель: Удалова А.С, преподаватель русского языка и литературы, первой категории ГБПОУ СО «ЕАЛ»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования естественно – научного, технического, социально-экономического профилей, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.

Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

Учебная дисциплина «Русский язык» является общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля.

Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на достижение следующих целей :

совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, кульзтуроведческой);

совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося — 171 час

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося — 114 часов

самостоятельная работа студента – 57 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

— работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование лингвистических текстов);

— подготовка к практическим занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами, интернет-информация);

— составление текстов различных жанров;

— подготовка устных сообщений, рефератов;

— работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

— подбор примеров на различные темы;

— сообщения по темам;

— выполнение упражнений из ДИ;

— лингвистический анализ текста;

— знакомство изобразительно-выразительными средствами языка;

— составление схем предложений;

-создание индивидуального проекта.

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык и литература. Русский язык

Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Раздел 1. Язык как знаковая система и общественное явление 5ч. + 4ч. (с/р)

Язык как знаковая система.

Содержание учебного материала

Значение слова «знак», знаковая система языка. Семиотика. Слово.

Самостоятельная работа обучающегося:

— проиллюстрировать на примере архаичных русских словосочетаний довольный вождь и преподобный топор свойство изменчивости языкового знака.

Язык и его функции.

Содержание учебного материала

Функции языка: коммуникативная, познавательная (когнитивная), регулятивная, эмоционально-экспрессивная, фатическая, метаязыковая, этническая и др.

познакомиться с текстом, написанным известным российским филологом

Подготовить сообщение на следующие вопросы: а) в каком состоянии находился русский язык в конце XX века и что активизировало его развитие; б) какие внешние воздействия влияют на происходящие в нем изменения; в) какие изменения в русском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению автора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать; г) оправдались ли прогнозы лингвиста Л.И. Скворцова.

Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения.

Содержание учебного материала

Понятие «лингвистика». Общая и частная лингвистика. Теоретическая (фундаментальная) и прикладная лингвистика. Изучение русского языка М.В. Ломоносовым. Труды его предшественников – лингвистов.

— используя ресурсы Интернета, справочную и лингвистическую литературу составить статью об одном из лингвистов. (А.А, Шахматов, Л.В. Щерба, А.Х. Востоков, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, А.М. Пешковский, Н.М. Шанский, В.В. Виноградов и др.)

Язык и культура.

Содержание учебного материала

Национально своеобразие языка: фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова. Корпус языка. Лингвокультурология. Безэквивалентные слова. Советизмы. Историзмы. Диалекты и говоры. Пословицы. Работа со словарем, лингвистическими заметками.

познакомиться с фразеологическим словарем Жукова А.В., Жуковой М.Е.;

— подготовить доклад «Крылатые слова»;

— привести примеры прецедентных текстов;

— разработать проект «Портрет одного слова».

Раздел 2 . Язык и общество 4ч. + 2ч. (с/р)

Русский язык в Российской Федерации.

Содержание учебного материала

Социальные функции языка. Национальный язык. Работа с фрагментами статей Федерального закона от 1 июня 2005 г.

— познакомиться с текстами В.В. Лопатина и В.Н. Белоусова;

-провести сравнительный анализ текстов.

Формы существования русского национального языка.

Содержание учебного материала

Формы существования современного русского языка: территориальные диалекты, просторечия, социальные и профессиональные говоры. Характерные черты литературного языка. Профессионализмы. Работа с фрагментом текста российского лингвиста

М.А. Кронгауза «Курс молодого словца». Работа с словарной статьей слова «бухнуть».

— составление предложений с рядом слов (кубышка, туман, лететь), относящимся к разной лексике;

— работа со словами и распределение их на две группы: нарушение собственной языковой нормы, нарушение этической нормы.

Словари русского языка.

Содержание учебного материала

Энциклопедические и лингвистические словари. Одноязычный толковый словарь. Словарь иностранных слов. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Орфоэпический словарь. Этимологический словарь. Топонимический словарь. Авторитетные интернет-проекты словарей и лингвистических корпусов. Решение лингвистических задач. Грамматики.

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи 19ч. + 12ч. (с/р)

Единицы языка. Уровни языковой системы.

Содержание учебного материала

Система языка. Единицы языка: морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Уровни языковой системы: фонетический, морфемный, лексический, синтаксический.

— предоставление лекционного материала в виде рисунка, схемы, конспекта и др.

— Дополнение имеющегося материала недостающими примерами.

Культура речи как раздел лингвистики.

Содержание учебного материала

Культура речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, уместность. Компоненты культуры речи: нормативность, коммуникативность, этичность. Языковые нормы. Понятие «Норма». Варианты нормы. Вариативная и обязательная, грамматическая норма.

— работа с текстом Л.К. Граудина;

Фонетика. Орфоэпические нормы.

Лингвистические понятия фонетического уровня: звук, речь, слог, ударение. Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы. Правила транскрипции слова.

— транскрипция слов: адекватный, бактерия, булочная, белесый.

— расстановка знаков ударения в фамилиях деятелей русской культуры.

Лексикология и фразеология. Лексические нормы.

Понятие «лексика», «лексикология». Фразеология. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Тематические группы. Омонимы и разновидности омонимии. Паронимы. Синонимы: лексические, словообразовательные, синтаксические, стилистические. Синонимический ряд. Антонимы. Слова исконно русской лексики. Общеславянские слова. Восточнославянские слова. Собственно русские слова. Заимствованные слова. Активный и пассивные запас. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Неологизмы. Фразеологические обороты.

— подготовить доклад «Лексические нормы русского литературного языка»;

— провести лингвистический эксперимент по фрагменту текста из повести И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»;

— подобрать фразеологические обороты синонимичным словам и словосочетаниям.

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.

Понятие «Словообразование». Формообразование и словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательная норма. Морфемный разбор слова.

— морфемный и словообразовательный анализ слов: генеральша, деньжищи, табурет, коленка, коммуналка, волчиха, волчица и др.

Морфология. Морфологические нормы.

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, прилагательного, глагола, числительного, местоимения, причастия, деепричастия, наречия. Морфологические нормы. Морфологический анализ разных частей речи.

— поставить имена существительных в формы родительного падежа множественного числа.;

— записать глаголы во 2-м л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в м.р. ед. ч. прош. вр. не меняя вида;

-просклонять составное числительное;

— подготовить пересказ текста.

Орфографические нормы русского языка.

Содержание учебного материала

Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне. Правописание приставок. Буквы и, ы после приставок. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание предлогов, союзов, частиц.

— заполнить таблицу «Правила написания корней с чередующимися гласными»;

— Прочитать текст С.А. Воронин, выполнить краткий филологический анализ;

— определить значение березы, указать средства выразительности, выписать 5 слов с чередующимися гласными в корне, объяснить их написание, выписать антонимы и определить их роль в тексте, переписать последний абзац, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания;

— записать текст указывая слитное и раздельное написание частиц;

— выполнение упражнение на отработку правописания производных предлогов.

Раздел 4. Речь. Речевое общение 4ч. + 3ч. (с/р)

Содержание учебного материала

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное. Устная и письменная речь. Диалог и монолог.

— составление сложного плана текста Л.А. Введенскокй «Русский язык. Культура речи. Деловое общение.

Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения.

Речевое общение. Речевая ситуация. Сфера речевого общения и предмет речи. Внешние условия речевого общения: официальные и неофициальные. Речевая стратегия. Речевая тактика. Условия удачной коммуникации.

— определение речевой стратегии и тактического приема, использованного адвокатом

К.Ф. Хартулари по делу Лебедева.

Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

Основные виды речевой деятельности. Речевой этикет. Работа с текстом, его анализ и ответы на вопросы.

— познакомиться с биографией Демосфена или Цицерона, приемами ораторского искусства;

— составить памятку «Несколько советов великих ораторов выступающему публично».

Раздел 5. Текст. Виды его преобразования 11ч. + 10ч. (с/р)

Содержание учебного материала

Основные признаки текста. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Типы речи. Лингвистические задачи.

— записать цитаты, используя разные способы оформления;

— редакция текста сочинения-рассуждения, написанного учащимся по высказыванию

В.Г. Белинского «У нас нет литературы, у нас есть книжная торговля»

Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект.

Правила сокращения текста. План. Тезисы. Синтаксическая синонимия. Конспект. План составления тематического конспекта.

— составление конспекта по теме очередного урока, используя ряд приемов;

— запись основных тезисов любого лингвистического текста.

Содержание учебного материала

Структура реферата и речевые клише. Структура аннотации. Работа с текстом.

— составление аннотации любимый книги;

Оценка текста. Рецензия.

Содержание учебного материала

План написания рецензии. Экскурсия по книге, постраничный анализ, словарь книги и др.

Написание рецензии на последнюю прочитанную книгу, используя предложенный план.

Раздел 6. Повторение 5ч. + 5ч. (с/р)

Повторение изученного (1-й курс)

Нормы русского литературного языка. Язык как знаковая система. Язык и общество. Культура речи. Речевое общение. Текст.

— работа со словарной статьей многозначного слова;

— филологический анализ текста;

— сбор основных культурологических правил;

— парная работа «Речевое общение»;

— запись содержания текста А.А. Леонтьева в жанре аннотации.

Раздел 7. Введение 4ч. + 2ч. (с/р)

Содержание учебного материала

Русский язык в современном мире.

— сообщение на тему «Русский в современном мире»;

— сформулировать тезис о том, что такое экология языка;

-привести примеры речевых ситуаций из современных средств массовой информации, своего речевого опыта, которые подтвердили бы позицию обучающегося.

Раздел 8. Язык и речь 26ч. + 9ч. (с/р)

Синтаксис. Синтаксические нормы.

Придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты.

— запись предложений, соблюдая синтаксические нормы.

Пунктуационные нормы русского языка.

Содержание учебного предмета

Знаки препинания и их функции в письменной речи.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Знаки препинания в ССП.

Знаки препинания в СПП.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

— списывание текста Л.Н. Толстого, обосновывая расстановку знаков препинания;

— составление предложений, опираясь на схемы;

— дополнение таблицы «Правила обособления определений и приложений» примерами;

-составление схемы «Разряды вводных слов по значению», дополняя ее примерами;

— запись предложений, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Составление соответствующих предложениям схем;

— изложение высказываний Д.С. Лихачева в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола;

-запись из учебной или художественной литературы примеров предложений, соответствующих всем способам связи предложений;

-подготовить культурологический комментарий по картинкам, используя сложные бессоюзные предложения.

Раздел 9. Функциональная стилистика и культура речи 29ч. + 13ч (с/р)

Понятие о функциональной стилистике.

Содержание учебного материала

Функциональные разновидности языка. Функциональные стили современного русского литературного языка. Стилистические нормы.

-подбор к существительным м.р. существительных ж.р.;

-сообщение о функциональных разновидностях языка.

Содержание учебного материала

Функция общения, стилевая принадлежность текстов, слов, микротексты, характерные черты разговорной речи, разговорные конструкций. Роль тире, двоеточий и многоточий.

— составить диалоги – телефонные разговоры для одной из предложенных речевых ситуаций.

Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили. Перифраза. Основные способы словообразования.

-преобразование информации о научном стиле в виде таблицы;

— анализ текста с последовательным доказательством принадлежности к определенному стилю;

-лингвистическое исследование по алгоритму, приведенному в учебнике стр.207.

Содержание учебного материла

Точность формулировок, неличный характер, стандартизованность, предписывающий характер,. Деловые бумаги. Реквизиты – составные части делового текста, документа и последовательность их расположения. Основные блоки резюме. Данные при написании автобиографии.

— написание текста официально-делового стиля;

— работа с толковым словарем в группах (бартер, концессионер, брокер, ваучер, валюта, дебитор и др.);

— анализ автобиографии С.А. Есенина.

Содержание учебного материала

Жанры публицистики. Адресант, сфера, жанры публицистики, страстность, призывность.

Очерк. Документальность, достоверность, проблема. Очерк путевой, портретный и проблемный. Роспись и подпись.

Язык рекламы. Социальная реклама.

— написание текста в публицистическом стиле;

— создание слов с приставками, присущими публицистическому стилю, построение из них словосочетаний и предложений;

— конспектирование статьи С.П. Залыгина «Читая Гоголя»;

— написание сочинения в публицистическом стиле на одну из предложенных тем;

— сообщение о деятельности Д.С. Лихачеве;

— подбор текстов публицистического стиля в газетах и поиск в них средств художественной выразительности.

Культура публичной речи.

Содержание учебного материала

Устные выступления. Варианты построения начала речи. Основной тезис и частные тезисы. Доклад. План доклада об ученом. Основные правила речевого поведения в дискуссии.

-написание краткого очерка или сочинения-репортажа на самостоятельно избранную тему;

-запись фрагмента статьи В.Г. Распутина «Ищите женщину».

Язык художественной литературы.

Содержание учебного материала

Троп. Стилистические фигуры или фигуры речи. Взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием героя. Стилистические возможности морфологии. Лексикографическое описание. Филологический анализ поэтического произведения.

-написание текста в художественном стиле;

-написание сочинения на предложенную тему;

— поиск художественных тропов и фигур;

— сравнительный анализ двух поэтических текстов;

— определение функционально-стилевой принадлежности текстов.

Раздел 10. Повторение 6ч. + 1ч. (с/р)

Содержание учебного материала

Правила правописания. Правописание приставок. Буквы и и ы после приставок. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Обобщение пройденного материала.

-подготовка к экзамену.

Видео:Преподобный ИОВ ПОЧАЕВСКИЙ. Священник Валерий ДуханинСкачать

Преподобный ИОВ ПОЧАЕВСКИЙ.  Священник Валерий Духанин

2.3 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Языковой портрет современника.

Молодежный сленг и жаргон.

А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

Вопросы экологии русского языка.

Виды делового общения, их языковые особенности.

Языковые особенности научного стиля речи.

Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

СМИ и культура речи.

Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.

Русское письмо и его эволюция.

Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Исторические изменения в структуре слова.

Учение о частях речи в русской грамматике.

Грамматические нормы русского языка.

Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).

Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).

Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.

Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.

Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.

Слова-омонимы в морфологии русского языка.

Роль словосочетания в построении предложения.

Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

Синтаксическая роль инфинитива.

Предложения с однородными членами и их функции в речи.

Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

Монолог и диалог. Особенности построения и употребления слов в предложении и его роль в организации художественного текста

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, рабочее место учителя, доска, ящики для хранения таблиц.

Технические средства обучения:

3 в 1 (принтер, сканер, ксерокс),

3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.М. Рыбченкова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 272 с.

Вакурова О.Ф., Львова С.И. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». — М., 2007.

Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум» — М., 2009.

Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания» — М., 2010.

Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006.

Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку» — М., 2006.

Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя» — М., 2008.

Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». — М. 2007.

Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя» — М., 2007.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 8-е изд., испр. – М., 2009.

Методические рекомендации по выполнению практических работ/ Составитель: Зуева Н.А., Кизел. – 2014г.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) — http://rusgram.narod.ru

Грамота.ру — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» — http://www.gramota.ru

Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка — http://slova.ndo.ru

Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке — http://www.ruscorpora.ru

Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы — http://www.lrc-lib.ru

Русский язык — ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы — http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку — http://www.rusjaz.da.ru

Русский язык: говорим и пишем правильно — ресурс о культуре письменной и устной речи — http://www.gramma.ru

Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности — http://character.webzone.ru

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина — http://pushkin.edu.ru

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) — http://www.ruslang.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) — http://www.ropryal.ru

Словари.Ру — ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка — http://www.slovari.ru

Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку — http://www.slovo.zovu.ru

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты).

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература»:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

— тестирование, аудиторные контрольные работы;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

— в форме защиты проектов

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

— в форме защиты практических занятий;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

Входной контроль: собеседование

— аудиторная контрольная работа;

знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

— в форме защиты практических занятий

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

— практическая творческая работа (исследование).

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

— в форме защиты проектов

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

— в форме защиты практических занятий;

Оценочные средства для всех видов контроля отражены в комплекте контрольно-оценочных средств (ККОС) по данной учебной дисциплине.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

— российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

— проявление гражданственности, патриотизма;

— знание истории своей страны;

— демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

— гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

— готовность к служению Отечеству, его защите;

— проявление активной жизненной позиции;

— проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

— уважение общечеловеческих и демократических ценностей

— демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

— сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

— демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

— проявление общественного сознания;

— воспитанность и тактичность;

— демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

— навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

— взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

— сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

— демонстрация желания учиться;

— сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

— умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

— принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

— бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

— готовность вести здоровый образ жизни;

— занятия в спортивных секциях;

— отказ от курения, употребления алкоголя;

— забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

— оказание первой помощи

— осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

— демонстрация интереса к будущей профессии;

— выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Занятия по специальным дисциплинам

— сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

— знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

— ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

— уважение к семейным ценностям;

— ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

— организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

— умение планировать собственную деятельность;

— осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

— использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

демонстрация коммуникативных способностей;

— умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

— умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— использование различных методов решения практических задач

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

— эффективный поиск необходимой информации;

— использование различных источников информации, включая электронные;

— демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

— соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях .

— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

— сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

— демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

— самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

— умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

🎦 Видео

Пропасть. о.Андрей Ткачёв. Раскол общества. Преподобный Амвросий ОптинскийСкачать

Пропасть. о.Андрей Ткачёв. Раскол общества. Преподобный Амвросий Оптинский

Житие святых. Преподобный Иов Почаевский.Скачать

Житие святых. Преподобный Иов Почаевский.

Преподобный Арсений Каппадокийский, указания для чтения псалтыри в различных нуждах и случаях.Скачать

Преподобный Арсений Каппадокийский, указания для чтения псалтыри в различных нуждах и случаях.

Феодор, князь Острожский, преподобный. Рассказы о святых (ТК Радость моя)Скачать

Феодор, князь Острожский, преподобный. Рассказы о святых (ТК Радость моя)

Слово Патриарха. О Святейшем Патриархе Тихоне. Борьба с обновленчествомСкачать

Слово Патриарха. О Святейшем Патриархе Тихоне. Борьба с обновленчеством

Добротолюбие 8 Главных страстей Борьба с чревоугодием ч 1 Прп Иоанн Кассиан РимлянинСкачать

Добротолюбие 8 Главных страстей Борьба с чревоугодием ч 1 Прп Иоанн Кассиан Римлянин

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК за 5 минутСкачать

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСАИЯ ОТШЕЛЬНИК за 5 минут

О жизни распятых разбойников ☦️ Преподобный Нил МироточивыйСкачать

О жизни распятых разбойников ☦️ Преподобный Нил Мироточивый

Преподобный АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ. Начальник русского монашества. Священник Валерий ДуханинСкачать

Преподобный АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ.  Начальник русского монашества.  Священник Валерий Духанин

Воскресные беседы. Преподобный Пимен Угрешский (Мясников), архимандритСкачать

Воскресные беседы. Преподобный Пимен Угрешский (Мясников), архимандрит

Преподобный Онуфрий ВеликийСкачать

Преподобный Онуфрий Великий

Нектарий Оптинский, Амфилохий Почаевский и Василий Острожский — отец Андрей ТкачёвСкачать

Нектарий Оптинский, Амфилохий Почаевский и Василий Острожский — отец Андрей Ткачёв

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ - ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙСкачать

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ - ЗАТВОРНИК ПЕЧЕРСКИЙ

Пророчества святого Нила Мироточивого Афонского о последних временах мираСкачать

Пророчества святого Нила Мироточивого Афонского о последних временах мира

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ преподобного монаха Авва ИоаннаСкачать

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ преподобного монаха Авва Иоанна
Поделиться или сохранить к себе: