- ЛЕУШИНА Анна Михайловна
- А. М. Леушина. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
- Немного про автора книги
- Особенности обучения математике дошкольников
- Сравнение предметов
- Анализ обучения счету в литературе
- Развитие понятий про множество и число
- Роль анализаторов при обучении счету
- Вопросы, затронутые в книге
- Программа обучения в разных возрастных группах
- Педагог Анна Леушина была роднее родни для 80 эвакуированных ленинградских детей
- 📹 Видео
Видео:Правильное ударениеСкачать
ЛЕУШИНА Анна Михайловна
Расстановка ударений: ЛЕУ`ШИНА Анна Михайловна
ЛЕУШИНА, Анна Михайловна [р. 25. VI (7. VII). 1898] — сов. педагог, д-р пед. наук, проф. Член Коммунистич. партии с 1944. Пед. деятельность начала учителем нач. школы. В 1924 окончила Ин-т дошкольного образования в Ленинграде. С 1928 преподаёт в пед. вузах Ленинграда.
В годы Вел. Отечеств. войны принимала активное участие в эвакуации детей из Ленинграда. В 1941 — 43 возглавляла один из эвакуированных интернатов. В 1943 — 44 — зав. организационно-пед. отделом дошкольного управления Мин-ва просвещения РСФСР. С 1944 — зав. кафедрой дошкольной педагогики Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена.
Осн. вопросы научной работы Л. связаны с психолого-пед. исследованиями умственного развития, развития речи и навыков счёта у детей раннего и дошкольного возрастов. Л. работает над созданием единого курса генетич. педагогики (курс, охватывающий педагогику раннего и дошкольного возрастов и младшего школьного возраста).
Л. — автор уч. пособия для дошкольных ф-тов пед. ин-тов «Дошкольная педагогика» (1946, совм. с А. П. Усовой и А. И. Сорокиной) и монографий: «Обучение счёту в детском саду» (1959), «Занятия по счёту в детском саду» (1963).
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.
Видео:Лекция 1. Часть 4. Ударение.Скачать
А. М. Леушина. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Книга известного советского педагога и теоретика Анны Михайловны Леушиной «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» увидела свет еще в далеком 1974 году, однако научная работа проводилась с 40-х годов прошлого века. Вся деятельность профессора и доктора педагогических наук была посвящена развитию у детей умения считать и подготовке к изучению математики в начальной школе.
Благодаря ее плодотворной работе были раскрыты психологические и практические способы развития представлений детей о счете. Она создала дидактическую систему с распределением нагрузки по всем возрастным группам детского сада. Помимо теоретических и научных концепций данной темы, А. М. Леушина разработала программу по формированию математических представлений детей от 3 до 7-летнего возраста. Многолетняя работа автора пособия проводилась на основе изучения психологии детей данного возраста, выводы делались в результате экспериментальной практической работы.
В статье рассмотрим подробнее содержание книги Анны Михайловны Леушиной «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», остановимся вкратце на программных задачах в работе с малышами всех возрастных групп. Несмотря на то что возраст книги уже солидный, методикой, предложенной советским педагогом, пользуются воспитатели детских садов и поныне. Нынешнее поколение ребят вырастает на разработанном Леушиной дидактическом материале, основываясь ее методах и приемах.
Видео:Вебинары для вовлечения участников образовательного процесса // Анна Михайловна ШестаковаСкачать
Немного про автора книги
Родилась Анна Михайловна в деревне Любогощи, которая сейчас относится к Тверской области, в конце июня 1898 года. Когда в Петрограде открылся первый в России вуз по подготовке дошкольных работников, Леушина стала его студенткой. Преподавали на курсе такие замечательные педагоги, как Э. И. Тихеева и Ю. И. Фаусек. После окончания учебы в 1924 году она посвятила себя научной деятельности и преподавала в педагогических институтах Ленинграда.
С 1936 года Леушина уже заведовала кафедрой дошкольной педагогики в ЛГПИ им. Герцена. Кандидатскую диссертацию советский педагог пишет про развитие связной речи дошкольников. В годы Великой Отечественной войны она помогает эвакуировать детей из осажденного города и занимается вместе с остальным педагогическим составом оборонными работами. После окончания войны возвращается к научным исследованиям психического развития детей.
Леушина разработала систему обучения дошкольников счету, а также формирования у них понятий про пространство и время. Ее книга «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» стала результатом многолетней научной и практической работы с дошкольниками.
Видео:Фронтовые Строки / «Письмо школьников своему учителю» / Читает Анна СайгановаСкачать
Особенности обучения математике дошкольников
Анна Михайловна сравнивала буржуазную педагогику с обучением детей математике в период исследования и сделала вывод, что раньше с ребенком проводились занятия спонтанно, без специальной строгой программы, наличие которой отрицалось.
Леушина считала, что советские дети более развитые и способные, поэтому приветствовала программу развития у них математических способностей начиная с самого раннего возраста. Основой для математическая подготовка детей к школе она называла сенсорное воспитание. Педагог предоставляет дошкольнику материал и дает умственную задачу, а ребенок уже в результате мыслительных процессов должен найти правильное решение.
Дети в процессе самостоятельных размышлений не только познают цвет, форму и величину, но и понимают закономерности, принимают решения и развивают логическое мышление.
Видео:Учителя и дети говорят про ротацию станцийСкачать
Сравнение предметов
В пособии для воспитателей детского сада А. М Леушиной «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» автор предлагает использовать для сравнения предметов по величине приемы накладывания и прикладывания. Под руководством преподавателя ребенок не только сравнивает величину предметов, но и правильно словесно отражает результат.
Сначала ребенок называет слова «больше — меньше», затем добавляются понятия: средний по величине, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий, длинный — короткий и т. д.
В работе с таким дидактическим материалом проводится работа и по развитию пространственных представлений. Так, ребенок определяет, что нарисовано спереди — сзади, слева — справа, между предметами, ближе или дальше относительно себя и других вещей. Ребенок учится правильно в речи вставлять слова — на, в, к, за, перед, посередине, внутри, под, над и т. д.
Видео:Урок #6. Удары ногами. "Вкручивание бедра" при выполнении удара.Скачать
Анализ обучения счету в литературе
В книге Леушиной «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» автор делает подробный анализ методик педагогов того времени, освещенные в литературных изданиях. Это работы Л. К. Шлегер, Е. И. Тихеевой и Ф. Н. Блехер по развитию у дошкольников математических представлений. Анна Михайловна выделила недостатки каждой из методик и перечислила положительные моменты.
Видео:В-07. Воспитательный потенциал урока (занятия)Скачать
Развитие понятий про множество и число
Математическая школа начинается с раннего возраста. Дети сначала сравнивают один предмет с множеством, характеризуя число словами: «один — много». При этом дети не имеют в виду определенное множество. Так, при просьбе педагога принести все игрушки, ребенок может взять всего несколько и сказать, что это все.
Дальше воспитатель проводит работу над развитием понятия определенного множества. Так, детям дается задание раздать ложки всем 5 куклам. Тут уже ребенок должен выставить ограниченное количество предметов, в соответствии с заданным числом.
Ребенок считает множеством предметы с одним названием, например, все пуговицы на столе. С возрастом малыш уже выделяет, например, все желтые элементы или мелкие от крупных. Так, если нарисовано 5 красных кружков, а потом 2 — синих, то ребенок уже не считает их одним множеством, разделяя кружки на 2 отдельных множества. К тому же малышам легче освоить понятие числа, когда предметы изображены на одной линии. Если они разбросаны по листу, то ребенок испытывает затруднения.
Видео:Как очаровать дыханием?! Энергетическая волна. Юрий Черняков.Скачать
Роль анализаторов при обучении счету
А. Леушина раскрыла значение анализаторов в обучении дошкольников счету:
- кинестетический — ребенок во время счета берет предметы руками, ощупывает их;
- речевой — называет вслух числа;
- зрительный — малыш видит предметы, которые считает, следит глазами за ними и рукой;
- слуховой — он слышит свой голос и называемые числа.
Видео:«Академия»: первые делаСкачать
Вопросы, затронутые в книге
Теоретик педагогики Леушина в своей книге коснулась еще множества вопросов развития математических представлений дошкольников разного возраста. Это способы измерения длины, массы, вместимости в сосудах сыпучих и жидких веществ, умения ориентироваться в пространстве и во времени, понятий о форме и размерах предметов.
Решение арифметических задач и придумывание собственных проводится сначала по предметным и сюжетным картинкам, а затем и словесно. Для развития таких математических представлений нужно использовать наглядный материал, чтобы ребенку легче было составить и решить задачу.
Видео:Психология в спорте: Анна Седельникова и Семен Сергеенков о ключах успеха и устойчивости в карьере.Скачать
Программа обучения в разных возрастных группах
Вторая половина книги Леушиной посвящена обучению математике во всех возрастных группах детского сада, начиная с младшей группы и заканчивая математикой для 6 лет и 7-летних детей. Анна Михайловна подробно описывает приемы организации работы с детьми и дидактический материал, который необходимо иметь для занятий.
Для облегчения работы воспитателям детского сада даны примерные занятия для каждой возрастной группы, затрагивающие все программные моменты. Также педагог знакомит воспитателей с работой по формированию математических представлений вне занятий — в повседневной жизни, во время прогулки, в играх или на других занятиях.
Особое внимание уделяет автор математике для 6 лет и 7-летних дошкольников. Добавляется обучение элементам вычислительной деятельности и решению арифметических задачек.
В статье дан краткий обзор книги советского педагога и теоретика Леушиной, которой пользуются многие воспитатели до сих пор, а ее методика формирования математических представлений взята за основу в нынешней «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Видео:Лекция 5: Методические приёмыСкачать
Педагог Анна Леушина была роднее родни для 80 эвакуированных ленинградских детей
Виктор Ембулаев,
кандидат исторических наук
info@zwezda.su
День матери, который в России отмечали на днях, – праздник еще молодой, не укоренившийся. Однако все предпосылки к тому, чтобы он стал еще одним «женским днем», не менее любимым и популярным, чем Восьмое марта, имеются.
Можно легко усмотреть зарождение этой традиции во времени, в котором такой даты не знали, – в советском периоде. Все основания еще раз чествовать самоотверженных женщин и их бескорыстную любовь к подрастающему поколению проявляются в жизни и работе тех, кому выпало растить, учить, воспитывать и – спасать в годы войны.
На Урал – в один конец
Анна Михайловна Леушина принадлежала к многочисленному первому поколению советской интеллигенции. Дочь рабочей семьи, она воспользовалась преимуществами, которые давала революция, чтобы поступить в вуз. Получив высшее образование, работала в детском саду в Рыбинске, заведовала им.
Поступила в аспирантуру Ленинградского института им. Герцена, в 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Была назначена и. о. доцента на кафедру дошкольной педагогики. Позднее работала деканом заочного отделения.
…22 июня 1941-го Ленинград ощетинился. В небо поднялись аэростаты, город Петра и Ленина стал городом-фронтом. Пединститут заканчивал учебный год так: преподаватели, остававшиеся студенты, аспиранты уезжали рыть окопы, строить блиндажи, сооружать противотанковые заграждения. Что касалось самых младших, партийное и городское руководство приняло решение об их эвакуации вглубь страны в первую очередь.
Анна Леушина была назначена начальником одного из эшелонов, чтобы целыми и невредимыми довезти детей до места назначения и, возвратившись назад, продолжать делать всё, что будет нужно в Ленинграде в дни войны. Однако поездка оказалась в один конец. Пока эшелоны следовали на Урал и в Сибирь, Ленинград был заключен в кольцо осады.
По распоряжению Ленинградского городского Совета депутатов Леушина назначена директором интерната, расположенного в деревне Монастырке Осинского района Молотовской области.
Не для белоручек!
Небольшому сельцу предстояло стать домом для ленинградских детей на неопределенно долгий срок. Анне Леушиной надлежало стать старшим наставником для восьмидесяти детей в возрасте от двух до пятнадцати лет – из некоторых семей тут оказалось по три-четыре ребенка – вдали не только от родного, но и вообще от большого города.
Директору интерната и его воспитателям предстояло сделать всё, чтобы детский коллектив жил не только воспоминаниями о папах и мамах, но и жизнью и интересами колхоза, принявшего приезжих как собственных детей. Довольно скоро интернат и его сотрудники влились в колхозный быт: состояли в группах общественной безопасности, несли ответственное дежурство при сельсовете, участвовали в агитационном коллективе села.
Уровень развития ленинградских ребят был более высок, констатировала Леушина. Но в общем юные питерцы и крестьянские дети вскоре начали дружить. Конечно, правильному выстраиванию отношений способствовали и осознание общей беды, и общая довлеющая идейная атмосфера – не будем отрицать ее роли.
Дело было выстроено в идеалах коммунистического воспитания – другого тогда не было, но оно развивало взаимовыручку. В том лихолетье в принципе выжить и выстоять можно было только сообща – что в стране, что в небольшом интернате. Однако на месте многое зависело от того, как поставит дело конкретный руководитель.
– Формы, в которых изо дня в день осуществляется воспитание, многообразны, – свидетельствовала Анна Михайловна. – Гигиенические привычки, культура поведения, порядок в своих вещах, в тетрадях, организация учебы, труда и отдыха – всё это важно. Мы учим ребят владеть собой, считаться с другими, подчиняться требованиям собственного разума, выполнять правила режима, спокойно и мужественно переносить боль, с уважением относиться к труду…
Школьники и дошкольники жили в соседних зданиях, но работали на усадебном участке вместе. Пионерские звенья в целом и составлены были из детей разного возраста, благодаря чему старшие оказались обязаны помогать младшим. По возвращении из школы старшие катали меньших на санках или готовили им игрушки.
Если кто-либо из ребят заболевал, на нем концентрировалось всё внимание интерната: ему лучшее питание, уход, самая мягкая кровать. Слабым здоровьем давалось усиленное питание – в смысле, еще одна котлета, добавочная порция супа.
– …Можно привести немало примеров, когда белоручки, ранее отлынивающие от всякой работы, теперь считают труд необходимостью. Ребята не боятся осудить товарища. Развертывается среди детей и самокритика, – повествовала Леушина впоследствии. – Мы ставили своей задачей организовать взаимопомощь и вне стен интерната – помочь неуспевающим деревенским школьникам.
В это время приходили письма из Ленинграда, в которых родители рассказывали ребятам о противостоянии, которое взрослые выдерживали в окруженном городе. Эти письма всё-таки поддерживали детвору…
…Согласно записке, направленной на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Андреева, от 15 октября 1942 года, на ту дату в Молотовской области было размещено 75 интернатов только с ленинградскими детьми с общим числом в 5636 эвакуированных детишек. А еще вывезенные из Москвы и области, с Украины, из Орловской, Сталинградской, Калининской, Рязанской областей, Карело-Финской ССР…
Вместо послесловия
Педагогический талант и организационные способности Леушиной, отсутствие серьезных происшествий были оценены по достоинству.
В 1943 году ее деятельность на посту руководителя интерната неожиданно прекратилась: педагог вызвана в Министерство просвещения РСФСР и назначена начальником организационно-педагогического отдела Управления Минпроса по дошкольному воспитанию.
«Землячество» ленинградцев в ведомстве, как и их московские коллеги из института им. В. И. Ленина, продолжает работу, начатую до войны, – над учебником по дошкольной педагогике. Плодом упорной работы ученых в дни войны стали два первых учебника по дошкольной педагогике.
В 1944 году Анна Михайловна возвратилась в Ленинград, к тому времени освобожденный. В 1956-м защитила докторскую диссертацию. В своей альма-матер – институте им. Герцена – она возглавляла кафедру дошкольной педагогики, которой руководила более сорока лет.
📹 Видео
Смотр уроков, номинация: Народный танец, преподаватель: Михайлова Елена ВладимировнаСкачать
Лекция Анны Эдуардовны Пушаковой, посвященная японскому кинематографую. Проект «Диалоги о Востоке»Скачать
Домодедовские ударницы Егорова Мария и Вальчук Екатерина @HCAvangardTVСкачать