Видео:Анна Ахматова "Все мы немного у жизни в гостях..." (исп. А. Смирнова)Скачать
Фамилия Горенко
Горенко – мужская или женская белорусская, литовская, чаще украинская фамильная модель, как правило, образованная от прозвищ женского рода на -ка/-ха (сын Зайки → Зайко; сын Бабейки → Бабейко), хотя данные суффиксы способны добавляться фактически к любой основе, имени (Василь → Василько (белор. Васілька)), особенности человека (Глухой → Глушко), профессии (Коваль → Ковалько), названию животных и предметов (волк → Волчко, дежа → Дежко), от прилагательного «зелёный» → Зеленко (белор. Зеленка), от глагола «приходить» → Приходько (белор. Прыходзька) и т.д. Часть фамилий, оканчивающихся на -ейко, являются литовскими по происхождению: Можейко, Нарейко и т.д.
Суффиксы -ко/-хо – это полонизированный вариант древнерусского общераспространённого уменьшительного суффикса -ка/-ха.
Видео:Что нужно знать об Анне Ахматовой? #культурныйминимумСкачать
Национальность
Украинская, белорусская, литовская.
Видео:Почему Анна Ахматова не использовала свою настоящую фамилию #shortsСкачать
Происхождение фамилии с суффиксами -ко/-хо
Как возникла и откуда произошла фамилия Горенко? Горенко – белорусская, литовская, чаще украинская фамильная модель, образованная от прозвищ женского рода на -ка/-ха, имени, особенности человека, профессии, названия животных и предметов, прилагательного, глагола.
Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ко/-хо:
- От прозвищ женского рода.
Например, сын Зайки → Зайко, Фаенка → Фаенко, Галушка → Галушко и т.п. - От имени.
Например, Василь → Василько, Володь → Володько и т.п. - От особенности человека.
Например, Глухой → Глушко и т.п. - От профессии.
Например, Коваль → Ковалько, Поп → Попко и т.п. - От названия животных и предметов.
Например, волк → Волчко, сверчок → Цвирко и т.п. - От прилагательного.
Например, зелёный → Зеленко и т.п. - От глагола.
Например, приходить → Приходько, толочь → Толочко и т.п.
Видео:Анна Ахматова "Милому" Автор музыки и исполнитель Евгений ГузеевСкачать
История
Подобные фамилии встречаются повсюду в Беларуси, с наибольшим сосредоточением в Гродненской области. Единое количество носителей фамилий данного типа приблизительно 800 000 человек.
Многие фамилии на -ко в русифицированной записи невозможно отличить от украинских фамилий с таким же суффиксом.
Видео:Анна Ахматова. Я не любви твоей прошу...Скачать
Склонение
Именительный падеж (кто?) | Горенко |
Родительный падеж (кого?) | Горенко |
Дательный падеж (кому?) | Горенко |
Винительный падеж (кого?) | Горенко |
Творительный падеж (кем?) | Горенко |
Предложный падеж (о ком?) | Горенко |
Видео:Стихи Анны ГоренкоСкачать
Транслитерация (фамилия латинскими буквами)
Транслит фамилии Горенко на латинице – Gorenko.
Видео:Неприглядная правда про позднюю любовь Анны Ахматовой и Владимира ГаршинаСкачать
Ударение
Ударение в фамилии Горенко не регламентируется правилами русского языка. Точно ответить затруднительно. Лучше уточнить произношение у носителя фамилии.
Другие значения и истории происхождения фамилий на сайте в нашем справочнике в алфавитном порядке:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Видео:Юлия Полянская – Романс на стихи А. АхматовойСкачать
Колдунья и бездарность: 7 необычных фактов об Анне Ахматовой
Жизнь в любовном треугольнике, потерянные близкие, сверхъестественные способности и многое другое.
Анна Ахматова стала классиком еще при жизни, и до сих пор ее стихами зачитываются все от мала до велика. То, что у нее была непростая жизнь и тяжелая судьба, широко известно – да и заметно по мрачноватым произведениям. Однако подробности биографии Ахматовой изобилуют подчас неожиданными деталями и туманными загадками.
Представляем 7 фактов о самой необычной поэтессе Серебряного века.
1. Ахматовой Анна стала только в 1918-ом году, в возрасте 29 лет
Фамилия Ахматовой прочно вписалась в литературное наследие России, но изначально она была всего лишь псевдонимом. Анна Андреевна официально стала Ахматовой, когда за этой фамилией закрепился кое-какой поэтический груз.
В девичестве поэтесса носила фамилию Горенко. Стихотворные опыты начала рано – в одиннадцать лет. С возрастом у нее появились серьезные поэтические устремления, и как только об этом узнал ее отец, он запретил использовать свою фамилию при публикации, чтобы дочь ненароком не опозорила своими стишками всю семью. Тогда Анна взяла себе псевдоним – девичью фамилию жены деда. Поговаривали, что та происходила от ордынского хана Ахмата, разорившего немало русских городов.
В 1910-ом году Анна Горенко стала Горенко-Гумилевой – после замужества с поэтом и писателем Николаем Гумилевым. Через восемь лет они развелись, и Анна взяла себе фамилию Ахматова. Но в том же году снова вышла замуж за востоковеда Владимира Шилейко, и превратилась в Ахматову-Шилейко. В 1921-ом году они тоже развелись, и Анна окончательно стала просто Ахматовой.
2. В Ахматову как поэтессу мало кто верил
Первый удар нанес отец, уверенный, что стихи дочери опозорят семью. Второй последовал от Николая Гумилева – будущего мужа. Он предложил возлюбленной заняться не стихотворениями, а танцами, у нее, мол, это лучше получится. В 1907-ом году он сделал ей снисходительный подарок – опубликовал одно из стихотворений в своем журнале. По иронии судьбы, слава Ахматовой быстро обогнала Николая Гумилева.
Внес свою лепту и Борис Пастернак, друг поэтессы: по словам Ахматовой, ее стихов он практически не читал, и если о них заходил разговор, попадал, что называется, пальцем в небо. И, конечно, придумывал оправдания: «ну да, читал, но книжку с пометками отдал, поэтому не могу вот прям сейчас…».
3. Близкие Анны подвергались аресту, но сама поэтесса – ни разу
В 1921-ом году, уже после развода с Анной, Николая Гумилева арестовали, якобы по подозрению в заговоре, затем расстреляли. В том же году, а потом и в 30-х, арестовали Николая Пунина – искусствоведа, гражданского мужа Анны. Интересно, что первый его арест был по тому же делу, что и у Николая Гумилева.
Анне с помощью Бориса Пастернака удалось добиться освобождения Пунина, но в пятидесятых годах его репрессировали, и он погиб. С Анной к тому времени они уже расстались.
В 1933-ем году арестовали Льва, сына Ахматовой и Гумилева. После его арестовывали еще трижды, пятнадцать лет он провел в лагерях.
В 1945-ом году досталось и самой Анне – началась травля, ее не печатали добрых два десятка лет. Однако ареста каким-то чудом ей все-таки удалось избежать. По слухам, чудо случилось потому, что дочка Сталина зачитывалась стихами Ахматовой.
4. Она была пугающе худой
Бросающуюся в глаза худобу Ахматовой отмечали многие современники. Ее сравнивали с мумией, писали, что она могла, «скрестив руки на спине, охватить ими талию так, чтобы концы пальцев обеих рук сходились под грудью». Николай Пунин любовно прибавил к этому, что ее фигура – фигура истерички.
5. Поэтесса состояла в любовном треугольнике
Ахматова и Глебова-Судейкина
Одно время у Анны Ахматовой был роман с композитором Артуром Лурье. Когда ее отношения с Владимиром Шилейко испортились, она переехала к Лурье – или к его жене, известной музе Глебовой-Судейкиной. Сложно сказать наверняка, кто был главным фаворитом Ахматовой, вокруг этого треугольника ходили разные пересуды. Странные тройные отношения продолжались вплоть до эмиграции Лурье из Советского Союза.
В стихах Ахматовой сохранились следы этого времени: Глебовой-Судейкиной посвящена «Поэма без героя», а Лурье частенько фигурирует в стихах как царь Давид, известный своими музыкальными дарованиями.
6. Считали, что Ахматова обладает даром предвидения
Ахматова была склонна к мистике и, по свидетельствам современников, не раз предсказывала события и толковала сновидения. Николай Гумилев в одном из стихотворений, не мудрствуя лукаво, написал о ней: «Я взял не жену, а колдунью». Некоторые отмечали, что Ахматова приносит несчастья. Она и сама была того же мнения.
Пришлось поработать с этой темой и поздним исследователям. Так, например, в 1914-ом году Ахматова написала стихотворение «Июль 1914», в котором предрекла страшную катастрофу. Первая его редакция была написана 11-ого июля. О начале вступления России в войну Ахматова узнала на 9 дней позже. В тот же день она дописала и отредактировала стихотворение, придав ему четкие военные ноты, но суть и настроение не изменились. И это далеко не единственное «предсказание» поэтессы.
7. Ее дважды номинировали на Нобелевскую премию
Впервые Ахматову выдвинули на Нобелевку в 1965-ом году. Премию получил Михаил Шолохов, но обсуждалась возможность поделить ее между ним и Ахматовой. Этого не произошло только потому, что произведения авторов были очень разными.
Выдвижение повторилось и на будущий год. Если бы все сложилось, то Ахматова бы вошла в список номинантов вместе с Владимиром Набоковым и Константином Паустовским. Но в 1966-ом году Анна Ахматова скончалась, и ее кандидатуру сняли: по правилам премии, при выдвижении номинант должен быть жив.
Видео:ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ АННЫ АХМАТОВОЙ: В ЧЁМ ПРИЧИНА ЕЁ НЕСЧАСТИЙ?!Скачать
Словари
Ахма́това Анна Андреевна — настоящая фамилия Горенко (1889-1966), русская поэтесса. Примыкала к акмеизму. Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства (с постоянными мотивами разлуки и памяти), сопричастность общенародным трагическим потрясениям XX в. (обусловленная и личными переживаниями: арест и ссылка сына — Л. Н. Гумилёва), тяготение к классическому стилю поэтического языка (сборники «Вечер», 1912; «Чётки», 1914; «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965»). Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-1940; опубликовано в 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. После известного постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946) Ахматову не печатали до 1956. В «Поэме без героя» (1940-1965; полностью опубликована в 1976) воссоздана (в герметически-зашифрованной форме) атмосфера «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
АХМАТОВА Анна Андреевна — АХМА́ТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы — 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русская поэтесса. Примыкала к акмеизму (см. АКМЕИЗМ) (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Семья. Детство. Учеба
Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович) и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).
Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни (см. МОДИЛЬЯНИ Амедео), сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л.Н. Гумилев (см. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич)). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Первые публикации. Первые сборники. Успех
Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вяч. Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма (см. АКМЕИЗМ). Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок (см. БЛОК Александр Александрович), что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович)). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным (см. ПУНИН Николай Николаевич).
Годы молчания. «Реквием»
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года
В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина (см. БЕРЛИН Исайя). Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966) — русская поэтесса. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 в., сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА. Портрет работы Н.И.Альтмана (1914).
(наст. имя — Анна Андреевна Горенко) (1889-1966), русский поэт. Родилась 23 июня 1889 в Одессе, дочь отставного инженера-механика флота; в 1910 вышла замуж за Н.С.Гумилева, основателя и ведущего представителя акмеизма. Для поэтического стиля Ахматовой характерен поразительный лаконизм и конкретность словесных образов наряду с обновленными ритмами, которые литературовед В.Жирмунский сравнил с музыкой К.Дебюсси. Быть может, более, чем другим акмеистам, ей свойствен «язык предметов — необыкновенно интимный» (В.Львов-Рогачевский). Первый стихотворный сборник Ахматовой Вечер был опубликован в 1912. Через два года появились Четки, закрепившие ее литературную репутацию. Ее следующий сборник Белая стая вышел в 1917; за ним в 1921 последовал Подорожник, а годом позже — Anno Domini MCMXXI, где тема несчастной любви дополняется нотами скорби, отражением гибели Гумилева, расстрелянного в 1921. Хотя Ахматова не приняла революцию, она все же осталась в Советской России. Лишь в 1940 были изданы ее избранные стихотворения под заглавием Из шести книг; после этого разрозненные публикации стихов стали появляться в некоторых журналах. Ее творчество было осуждено постановлением Центрального комитета Коммунистической партии в августе 1946 как не отвечающее идеалам социалистического строительства. С 1959 советские журналы вновь стали публиковать ее стихи, однако с концом «оттепели» наступил период забвения, и лишь в конце 1980-х годов ее стихи и поэмы начали издаваться полностью, без цензурных купюр. Умерла Ахматова под Москвой 5 марта 1966; похоронена в Комарово близ Санкт-Петербурга.
Ахматова А. Сочинения, тт. 1-3. Мюнхен, 1965-1983 Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова: Опыт анализа. — В кн.: Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969 Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973 Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Л., 1976 Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989 Ахматова А. Сочинения, тт. 1-2. М., 1990 Бродский И. Вспоминая Ахматову. М., 1992 Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой, тт. 1-3. М., 1997
📹 Видео
Семён Гринберг Анне ГоренкоСкачать
"Неизвестная" Анна Ахматова // Лекция Игоря ОболенскогоСкачать
Анна Ахматова. МужествоСкачать
„Приходи на меня посмотреть “. Ролик в честь 55-ти летия со дня смерти Анны Ахматовой.Скачать
Могила поэтессы Анны Ахматовой [1889—1966]Скачать
Алексей ГОРЕНКО (Ахматов) - "Небо"Скачать
Анна Ахматова - Муза (Anna Akhmatova - The Muse) (with multilang subs)Скачать
Ты ошибся, любовь — это ад! Анна Ахматова любимые стихиСкачать
Цитаты Анны АхматовойСкачать
Подпишись, изучай литературу вместе со мной💌🥰 #литература #поэзия #поэтесса #ахматоваСкачать
Ахматова Анна (2010)Скачать