- Тайны голоса. Эффект Альфреда Томатиса
- Альфред TOMATИС
- Строка навигации
- Семейное окружение
- Рождение Метода
- Расширение Метода Tomatis®
- Технологический прорыв и наследственность
- 8 писателей, фамилии которых обычно произносят неправильно
- Не ЛавкрАфт, а ЛАвкрафт
- Не ФИцджеральд, а ФицджЕральд
- Не БронтЕ, а БрОнте
- Не КортасАр, а КортАсар
- Не ПалАник, а ПАланик
- Не ГавАльда, а ГавальдА
- Не ВЕрбер, а ВербЕр
- Не ЛЕви, а ЛевИ
- 💥 Видео
Видео:TOMATIS. Что нужно знать. Ответы невролога.Скачать
Тайны голоса. Эффект Альфреда Томатиса
Тайны голоса | Акустический тренаж и вокальный макияж | Эффект Альфреда Томатиса
Если кратко — голос напрямую (минуя сознание!) зависит от слухового восприятия в данный момент времени. Изучением этого эффекта на оперных певцах предметно и активно занимались в 1970-1980-е годы в Ленинградской консерватории под руководством проф. А.Н.Киселёва, защитившего диссертацию именно по этой тематике. В качестве основы своих исследований проф. А.Н.Киселёв использовал работы проф. А.Томатиса.
Проф. Альфред Томатис в 1953 г. на основе накопленных экспериментальных данных представил во Французскую академию наук доклад, в котором постулируется следующий закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать».
Простое следствие эффекта Альфреда Томатиса: если вокалист «купается» в качественном звуке, он на выходе (автоматически, минуя сознание) будет подстраивать голосоведение под то, что слышит. Другое следствие: любым исполнителем можно «рулить» через его уши. Даже при высоком профессионализме он в определённых обстоятельствах сломается. Особенно если не в силах полностью переключиться с акустического слуха на мышечный. Причем это справедливо как для пения в естественной акустике (без микрофона), так и в условиях звукоусиления.
Ушные мониторы — одно из самых оптимальных решений в контексте эффекта Томатиса. Более того, можно за счёт них при соответствующем управлении (эквалайзер, акустические эффекты) выжимать из голоса конкретного исполнителя то, что тот никогда не сделает без этой помощи. Как на концерте, так и в студии.
К вопросу о качестве тембральных характеристик голоса (обогащённого бронхиальными обертонами). Исследования профессора Томатиса и других ученых убедительно показывают, что в высоких частотах (от 10 до 23 КГц) таится невероятная мощь. Мы можем даже не осознавать, что воспринимаем эти высшие вибрации, но мозг всё равно будет подзаряжаться от них, как аккумулятор от сети. Чем богаче звук гармоническими обертонами, тем гармоничнее заключённая в нём жизненная энергия.
——
Альфред Томатис (Alfred A. Tomatis, 1920-2001) — выдающийся французский врач-фониатр, отоларинголог. Получил докторскую степень в Парижской школе медицины. Его нетрадиционная терапия слуха и возможностей речи известны как метод Томатиса или Аудио-психо-фонология (AПФ). Свою деятельность Томатис начал, чтобы помочь профессиональным певцам в своей родной Ницце. Основываясь на той идее, что человек говорит (или поёт) так же, как слышит, он разработал аппарат для улучшения прослушивания собственного голоса и назвал его «Электронное ухо» (Electronic Ear).
По его мнению, ухо (как орган слуха) следует воспринимать в качестве генератора, возбуждение на который оказывается звуковыми колебаниями, поступающими из внешней среды. Этот генератор в свою очередь передаёт энергию головному мозгу, а через него и всему организму. В последующем Томатис собрал доказательства в пользу того, что человек, ухо которого утратило способность воспринимать звуки высокой частоты (выше 7-8 КГц) или не имело его вследствие каких-либо патологий, по-другому начинает воспринимать действительность. Произошедшие изменения влекут деградацию, провоцируют снижение энергетики. Иными словами, качественное изменение сигналов, поступающих в организм извне посредством слуха, сказывается на самочувствии и функционировании органов тела. Не проходят они бесследно как для сознания, так и подсознания человека.
Профессор Томатис изобрел уникальный способ: пациент слушает звук такой частоты, который объективно слышит плохо или не слышит совсем. Этот звук непрерывно включается и выключается, при этом происходит соответственно напряжение и расслабление мышц среднего уха. В результате мышцы становятся «тренированными» на звук определённой частоты, и пациент начинает слышать звук, который ранее не воспринимал.
Слушание, а не слышание является первичной функцией уха. Томатис проводит чёткую грань между слушанием и слышанием. Слышание – пассивный процесс; слушание – активный и он требует от нас использовать наши уши надлежащим способом. Мы можем иметь превосходный слух, но быть плохими слушателями. Слушание – это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровывать ненужную информацию. Исходя из ментального контекста (своего опыта, образования, культуры, мировоззрения и т.п.)
Многие известные певцы, в частности, Мария Каллас, консультировались в центре Томатиса.
——
Владимир Петрович Морозов (р. 1929) — физиолог, психолог, педагог. Доктор биологических наук, профессор. Специализируется в области физиологии человека, психофизиологии пения, биоакустики, психоакустики, музыкальной акустики, вокальной методологии, искусствознания. Автор теории резонансного пения. В 1960-1968 гг. заведующий Лабораторией певческого голоса при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. В 1980-1987 гг. — заведующий Лабораторией биоакустики Института эволюционной физиологии им. И.М.Сеченова АН СССР. С 1991 г. — профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. С 1993 г. — ведущий научный сотрудник, руководитель отдела научно-экспериментальных исследований музыкального искусства ВЦ МГК.
Из работы проф. В.П.Морозова «Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования» (2011): «Феномен, связанный с изменением обратной акустической связи, известен как эффект Томатиса. Суть его состоит в непроизвольном изменении частотных характеристик тракта обратной акустической связи (при восприятии собственного голоса через микрофон-усилитель – головные телефоны). При этом подъём высокочастотных составляющих ведёт к увеличению высоких частот в спектре голоса говорящего, а подъём низких частот в тракте обратной электроакустической связи приводит к увеличению относительного уровня низкочастотных составляющих спектра голоса испытуемого. Иными словами, происходит непроизвольная рефлекторная самоимитация человеком особенностей спектра сигнала обратной акустической связи.
В основе феномена Томатиса, по-видимому, лежит механизм эхолалии, характерной для человека в раннем онтогенезе и связанной с рефлекторной имитацией слышимых звуков. Практическое значение эффект Томатиса получил в работе А.Н.Киселева (1976), обосновавшего возможность использования его для исправления недостатков тембра голоса у молодых обучающихся вокалистов».
Видео:Томатис-терапияСкачать
Альфред TOMATИС
Видео:Метод Альфреда Томатиса на оборудовании Besson. Наша практика. Доказательная базаСкачать
Строка навигации
Альфред Томатис был ЛОР врачом, посвятившим свою жизнь изучению тесных связей между голосом, мозгом и слухом. Его работы произвели революционный эффект в понимании того, как человек общается с собой и с другими. Являясь первопроходцем в области нейро наук, Альфред Томатис оставил неизгладимый след, как своими открытиями, так и своей неординарной личностью. Сегодня мы измеряем масштаб его наследия в свете последних исследований пластичности головного мозга. Так в 2016 г., известный невролог Norman Doidge признал его исключительный вклад в своей последней монографии «The Brain’s Way of Healing» (пути излечения мозга). Вернемся в прошлое.
Видео:Томатис ТольяттиСкачать
Семейное окружение
Альфред Томатис (1920-2001) был ЛОР врачом и французским ученым, который создал одноименный метод. Его работы произвели эффект революции в понимании уха и совершили крупнейший переворот в концепции нарушений моторных, когнитивных и эмоциональных функций.
Родившись в г. Ницца, Альфред Томатис рос в семье певцов. Его дедушка, а затем и его отец Амбер Данте Томатис совершили блестящую карьеру в оперном пении и были знакомы с великими певцами своего времени. В 11 лет отец послал Альфреда в Париж для обучения. С детства являясь несговорчивым, молодой мальчик стал упорным учеником и рано почувствовал в себе призвание стать врачом. Закончив медицинский факультет, он выбрал специальность отоларинголога. Таким образом, первая его клиентура состояла из оперных певцов, друзей его отца, страдавших от проблем с голосом.
Видео:Томатис-терапия в Киеве. Что такое Томатис-терапия и кому будет необходимаСкачать
Рождение Метода
Проходя интернатуру в госпиталях Парижа (Биша, а затем Бретонно), молодой врач столкнулся с ужасами войны после бомбардировок Парижа в 1943. По окончании войны он был назначен врачом-консультантом на военно-воздушную базу для проверки слуха рабочих, постоянно подвергавшихся сильному шуму авиационных моторов и страдающих от профессиональной глухоты. Он заметил, что нарушения слуха у них, как правило, сопровождались проблемами с голосом. Он быстро составил аудиометрию данных рабочих и певцов, голос которых на максимальной громкости мог достигать такой же интенсивности в децибелах, что и рев самолетных двигателей. Так же, как и рабочие, певцы повреждали свой голос, нарушив свой слух. Тогда он выявил существование аудио-вокальной петли, согласно которой «голос содержит лишь то, что слышит ухо».
Альфред Томатис замечает принципиальную разницу между слухом и слушанием: слух обозначает лишь пассивное восприятие звука. Слушание, в свою очередь, заключается в выделении сенсорной информации, чтобы придать ей смысл. Он разрабатывает аппарат, способный переучить ухо с помощью системы электронного чередования звука: это Электронное ухо .
В 1957 он представил основы своего Метода в Академии наук Парижа, известные сегодня как «Законы Томатиса». Эти законы утверждают, что:
- Голос содержит лишь то, что слышит ухо
- Если меняется слушание, то изменяется и голос, немедленно и бессознательно
- Можно навсегда изменить голос, благодаря длительной звуковой стимуляции (закон инерционности)
В 1958 Альфред Томатис представил свое первое Электронное ухо на Всеобщей выставке в Брюсселе, получив золотую медаль за научное исследование.
В это время у Профессора уже своя семья. Пять детей, среди которых Кристиан, который присоединился к семейному предприятию на некоторое время после получения диплома психолога. На данном этапе молодой человек помогает своему отцу и проявляет реальный интерес к его научной деятельности.
Альфред Томатис продолжает свои исследования. Он сотрудничает с несколькими университетами, от ЮАР до Канады, выявив, что ухо играет важнейшую роль в поддержании вертикальной осанки и равновесия, а также в мышечном тонусе. Он выдвигает гипотезы о слуховой латеральности и о наличии ведущего уха. Наконец, он один из первых стал утверждать, что зародыш слышит голос своей матери, начиная с восемнадцатой недели беременности, и что ухо играет основную роль в его когнитивном развитии. В этот момент он выявил, что внутриутробное слушание является определяющим для чувственного и эмоционального развития. Он обнаруживает взаимосвязи между ЛОР и психологией, которые помогут ему создать новую науку:аудио-психо-фонологию.
Видео:Мастер класс по методу Альфреда ТоматисаСкачать
Расширение Метода Tomatis®
Данные клинические исследования и подтверждающие эксперименты сподвигли его на расширение области применения его Метода: внимание, успеваемость, голос и речь, контроль над эмоциями, координация и моторика, нарушения аутистического спектра… Предлагая помощь тем, кому отказала классическая медицина, он добился успеха там, где обычная терапия потерпела неудачу. Таким образом, он помог тем людям, у которых были серьезные отклонения, изменив их жизнь, а также их окружения. Для того он расширил свою фирму, привлекая к себе блестящих экспертов из мира медицины и психологии. Например, несколько лет он работает с французским педиатром и психоаналитиком Франсуазой Дольто. С тщательностью дирижера он создал центр на улице де Курсель для приема растущей и разноплановой международной клиентуры.
Трудно перечислить всех знаменитостей, которые посещали центр Альфреда Томатиса. Среди них и Мария Каллас, которая в зените своей славы дважды приходила «восстановить свой голос». Она была твердо убеждена в том, что ее голос связан с ее ухом. В 1965 преподаватель драматического искусства Жан-Луи Коше, который также был другом Альфреда, приводит к нему одного из своих учеников: некоего Жерара Депардье. Последний страдает от серьезного расстройства речи, что мешает проявлению его латентного таланта. Он даст потрясающее свидетельство о начале своей карьеры и опыте использования Метода Tomatis®.
Альфред Томатис написал 14 книг, получивших потрясающий успех, в том числе Ухо и речь (1963), Ухо и жизнь (1977), Ухо и голос (1987), Проблемы с успеваемостью (1988), Девять месяцев в Раю (1989), Почему Моцарт? (1991) … Они подтверждают желание Томатиса лучше объяснить свой Метод, обратившись напрямую к широким массам. Он подвергся за это острой критике некоторых из своих коллег, которые не оценили данный демарш.
На протяжении всей карьеры профессор Томатис вызывал одновременно и восторг и сомнения. Критика была связана с его интуитивными открытиями, которые он не всегда мог доказать в ту эпоху, когда понимание функционирования мозга находилось в зачаточном состоянии. Затем он все же заслужил восхищение, поскольку ему было важно лишь одно доказательство: те жизни, которые он изменил. Чтобы следовать своему инстинкту и твердо защищать свои идеи, Альфред Томатис проявляет сильный характер, несмотря на многочисленную критику. Устав от этой постоянной хулы со стороны своих коллег за интуитивные решения, а также в качестве вызова, он выходит из Совета медицинского ордена в 1974, не дожидаясь своего намечавшегося исключения. Некоторое время спустя его осудили за использование аудио метрической аппаратуры, поскольку он больше не являлся врачом.
Нет пророка в своем отечестве, и за рубежом Метод Tomatis® получает самый благоприятный прием. Для презентации своего Метода Альфред Томатис путешествует по всему миру со своей супругой Леной, организуя курсы и читая лекции в самых престижных университетах. Под его эгидой открываются центры применения Метода по всей Европе, в Канаде, США, в ЮАР, Японии… Учитывая возможное произвольное применение своего Метода, он желает сохранить его в оригинальном виде и целости, организуя целевое обучение экспертов, патентуя свое оборудование и защищая свое имя и свои ноу-хау с помощью всемирно известной торговой марки, а также лицензионных договоров.
Он обращается к своему другу Эдгару Пийе для разработки символа своей фирмы, который затем станет официальным логотипом Tomatis®, защищенным в более, чем семидесяти странах. Используя приятные округлости и острые углы, художнику удалось сбалансировать черты такого важного, но не презентабельного органа как «ушная раковина». Изначально данное творение было выгравировано на шероховатом камне для выделения контуров и волнистых линий органа, который прячет в своем центре загадку слушания. Альфред Томатис видел в форме и рельефе уха те же параметры, что и у зародыша. Это очень символично, учитывая ту важную роль, которую играет данный орган в нашем развитии в утробе матери.
Видео:Как работает метод ТоматисСкачать
Технологический прорыв и наследственность
Альфред Томатис умер в декабре 2001, поручив своему сыну Кристиану и коллеге Тьерри Гужарангу руководство своей организацией, а также передав им свое большое интеллектуальное и научное наследство. Кристиан Томатис, а затем Тьерри Гужаранг смогли помочь фирме соответствовать требованиям времени, продолжая работу по улучшению доступности Метода, повышению его инновационности и эффективности.
Открытия Альфредом Томатисом роли уха и использовании звуковой стимуляции оставили неизгладимый след в области нейро сенсорной стимуляции. С первых же своих работ Альфред Томатис всегда был источником вдохновения для множества альтернативных программ. Ни одна из них не производит эффекта Tomatis®, несмотря на то, что зачастую они утверждают обратное.
Страстно изучая взаимосвязи между ухом, голосом и мозгом, а также утверждая, что мозгу присуща пластичность, он был одним из первых, кто исследовал нейро науки. Прогресс в данной области, достигнутый в последние годы, придал посмертно его интуиции научное признание. Сегодня общепринят факт того, что Метод Tomatis® является дополнительным эффективным инструментом при работе с людьми, страдающими нарушениями эмоционального фона, речи, голоса и поведения. Мы можем только благодарить Альфреда Томатиса за его упорство в следовании своей интуиции. Известный врач-психиатр Norman Doidge в своей книге “The Brain’s Way of Healing” отдал ему должное, посвятив важную главу позитивным эффектам от Метода Tomatis®. На сегодняшний день, его Метод является уникальным и мощным средством, которым широко и массово пользуются школы, университеты, больницы, терапевты и воспитатели.
С 2000 года фирму возглавляет Тьерри Гужаранг, задачей которого является сочетать традиции и инновации. С 2009 г. ему помогает в выполнении данной миссии Грегуар Томатис, внук основателя и сын Кристиана Томатиса. Как это заметила его супруга несколько лет тому назад, безусловно, Альфред Томатис гордился бы прогрессом, достигнутым его Методом. Идет ли речь о технологических инновациях, реализованных в оборудовании, о расширении его географического присутствия в мире, о непрестанно растущем количестве профессионалов, обученных его применению, а также и, в первую очередь, о числе людей, которым Метод помогает ежедневно.
И действительно, каждый год не менее 200 000 человек пользуются Tomatis® на пяти континентах.
Видео:Метод Томатис (Tomatis) в центре "Амалфея"Скачать
8 писателей, фамилии которых обычно произносят неправильно
«ЛевиОса, а не ЛевиосА!»
Если девушку Ольгу назвать Анной, она обидится. Мужчина, имя которого перепутали, скорее всего, даже не отреагирует на обращение. А знаменитостей, которых зовешь по фамилии и не обращаешься к ним напрямую, можно звать как угодно. Во всяком случае, многие, похоже, считают это в порядке вещей. Ведь часто уверенность в произношении того или иного имени совсем не обоснована, но почитатели таланта не торопятся проверить свою правоту, продолжая совершать ошибки. Рассказываем о 8 писателях, в чьих фамилиях неправильно ставят ударения, изменяют их до неузнаваемости, но совсем не переживают по этому поводу.
Не ЛавкрАфт, а ЛАвкрафт
Говард Филлипс Лавкрафт — литератор родом из США. Родился он 20 августа 1890 года в столице штата Род-Айленд Провиденсе, там же скончался 15 марта 1937 года.
Оригинальный жанр мистической литературы, созданный Лавкрафтом, сочетает в себе четыре направления: мистику, фэнтези, научную фантастику и ужасы. Самым известным произведением автора считается цикл книг «Мифы Ктулху».
Несмотря на то, что писатель очень известен, по мотивам его произведений выпущены компьютерные игры, а его последователем считается сам мэтр ужасов Стивен Кинг, фамилия писателя зачастую произносится неверно. Вместо последнего слога ударение правильно делать на первый.
Не ФИцджеральд, а ФицджЕральд
Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года и стал одним из самых ярких представителей так называемого «потерянного поколения» — периода между Первой и Второй мировой войной. Произведением, которое принесло автору популярность, стал роман «Великий Гэтсби». Прожил писатель всего 44 года, но зато каких ярких!
Хотя фамилия писателя постоянно на слуху — по его произведениям снимают фильмы, о нем написаны книги, его жизнь отражена в кинематографе — произносят ее часто неправильно. Ударение в фамилии падает на второй слог. Объясняется это ее происхождением: она нормандская. А в переводе с нормандского языка fils de Gérald означает «сын ДжЕральда».
Что примечательно, фамилия знаменитой афроамериканской певицы Эллы Фицджеральд допускает оба варианта ударения — на второй или последний слог.
Не БронтЕ, а БрОнте
Шарлотта Бронте — писательница из Торнтона, что в Великобритании. Родилась она 21 апреля 1816 года в графстве Йоркшир. Шарлотта знаменита на весь мир своими повестями, стихотворениями и романами, самый известный из которых «Джейн Эйр». Этим произведением зачитываются уже несколько поколений, оно положено в основу кинофильмов с одноименным названием.
И все же популярность автора и ее творчества не мешает поклонникам неверно произносить фамилию романистки — на французский манер, выделяя последний слог. На самом же деле фамилия имеет ирландские корни, изначально звучала как Бранти, а уже потом приобрела новый вариант Бронте, с ударением на первый слог. Так что здесь вечный конфликт британцев и французев решился в пользу первых.
Кстати, у Шарлотты есть еще две сестры, Эмили и Энн. Их произведения тоже в почете, а фамилия, как легко догадаться, произносится все так же.
Не КортасАр, а КортАсар
Поэт и прозаик Хулио Кортасар родился в Брюсселе 26 августа 1914 года. Он создал культовую «Игру в классики», а его новая манера повествования легла в основу целого направления.
По происхождению Кортасар был аргентинцем, но жил и творил преимущественно в Париже. Возможно, поэтому его фамилию и стали произносить так, как свойственно французам, с ударением на последний слог. Но корректно эта испанская фамилия звучит с ударением на первое «а».
Не ПалАник, а ПАланик
Известный журналист и писатель Чак Паланик родился 21 февраля 1962 года в США. У автора целая армия последователей на официальном ресурсе. Его романы получали многочисленные награды, а книги «Удушье» и «Бойцовский клуб» даже были экранизированы.
И хотя прозаик был удостоен различных премий, а его книги проданы по всему миру в количестве более 3 миллионов экземпляров, фамилия Чарльза Майкла (настоящее имя писателя) ошибочно произносится с ударением на второй слог. На самом деле фамилия Паланик имеет украинские корни, ведь дед писателя был эмигрантом. Изначально она звучала как Палагнюк, а сейчас правильно произносится с ударением на первый слог.
Не ГавАльда, а ГавальдА
Есть целый кружок писателей-французов, чье происхождение почему-то не учитывают при произношении их фамилий. А ведь основное правило французского языка гласит: ударение на последний слог!
9 декабря 1970 года в респектабельном парижском пригороде на свет появилась Анна Гавальда. Получив престижное образование, девушка с юных лет стала проявлять литературный талант. В 22 стала победительницей конкурса на лучшее любовное письмо, после чего список ее наград только увеличивался. Ее романы экранизируют, а французские СМИ называют главной литературной сенсацией.
И все же, несмотря на то, что имя автора у всех на слуху, правильность его произношения часто хромает.
Не ВЕрбер, а ВербЕр
18 сентября 1961 года в Тулузе, Франция, родился Бернар Вербер. Сейчас это известный современный философ, публицист и писатель.
Начав когда-то со сценариев для комиксов, Вербер в скором времени перешел к написанию романов. Фантастика и детективы, романы и новеллы — писатель пробует себя в разных жанрах и литературных формах. Он достиг того, что уже к 2002 году его книги стали бестселлерами, а имя известно далеко за пределами родной Франции.
Как и в случае с предыдущим автором, страна проживания Вербера диктует правила произношения его фамилии — с акцентом на последний слог.
Не ЛЕви, а ЛевИ
Романист-француз Марк Леви родился 16 октября 1961 года в пригороде Парижа. Романы писателя переведены на 40 языков, многие из его произведений легли в основу кинофильмов и телесериалов. Но самым известным произведением автора по праву считается роман «Только если это было правдой», по которому снят знаменитый фильм «Между небом и землей».
В отличие от Вербера и Гавальда произношение фамилии этого автора осложняют его еврейские корни. Поэтому часто можно услышать неверное произношение фамилии писателя-романиста, с ударением на «е». Но ведь Леви родился и проживает во Франции, поэтому и фамилия его читается по правилам французского языка — с ударением на «и».
Конечно, от правильности произношения имени писателя не зависит ни его талант, ни слава, ни гениальность написанных произведений. Но раз уж эти люди внесли такой огромный вклад в мировую культуру, они достойны по крайней мере того, чтобы их фамилии звучали правильно.
💥 Видео
Метод Томатис. РЦ «Радость»Скачать
Метод Tomatis BessonСкачать
Методика Tomatis (Томатис) - лечение и профилактика для взрослыхСкачать
Коррекция задержки развития речи и психики - метод Томатис КузбассСкачать
Томатис терапия. Метод Томатис Отзыв. Подготовка к школе.Скачать
ЦДКРН - НЕЙРОСЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ ПО МЕТОДУ ТОМАТИС (РУЛИСЕН)Скачать
25. Что такое метод Томатис?Скачать
Томатис терапияСкачать
Норман Дойдж о применении звуковой терапии (метод Томатис) в работе с детьми-аутистами.Скачать
Метод Томатис. РЦ «Радость»Скачать
Развиваем речь, избавляемся от страхов с методом "Томатис"Скачать
ТОМАТИС педагогическая программа для стимуляции развития мозгаСкачать