Алексия это в логопедии ударение

Видео:Почему русское ударение такое сложное?Скачать

Почему русское ударение такое сложное?

Нарушение функции чтения — причины алексии

Болезнь проявляется в неспособности к чтению, которая не вызвана врожденными нарушениями, а получена в течение жизни. При этом выделяют неспособность прочесть, а также невозможность человека понять прочитанное.

Такая патология развивается чаще всего вместе с аграфией (невозможностью писать), а также афазией (нарушениями, связанными с речью). Заболевание начинает проявляться в пожилом возрасте.

Видео:Ударение Непростая тема!Скачать

Ударение  Непростая тема!

Причины возникновения

Заболевание может возникать из-за ряда причин, следствие у которых всегда одно — нарушение работы мозга. Болезнь возникает тогда, когда поражаются языковые области головного мозга.

Алексия может возникать в результате физических повреждений черепной коробки или головного мозга. Часто она возникает в результате инсульта, а также хронических инфекций в мозге — хорошим примером становится менингит.

Ишемические атаки на определенном этапе жизни могут спровоцировать болезнь. Проблема возникает и из-за возраста, что усугубляется вероятностью наследственности.

Может возникнуть при недостатке общения и регулярных стрессах. У детей возможны проявления в период большой умственной перегруженности.

Среди причин также выделяют церебральный паралич, нарушение развития левого полушария, также опухоли головного мозга.

Не следует злоупотреблять алкоголем и наркотическими средствами — они также могут привести к развитию проблемы.

Регистрируют появление болезни также при эпилепсии, отравлении организма и нарушениях кровообращения мозга.

Рекомендуется следить за давлением — его повышение может спровоцировать проблему.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Виды алексии

Алексия бывает различных видов, различают оптическую, слуховую кинетическую/кинестетическую, тактильную. Остановимся на каждом из видов подробнее:

  1. Оптическая алексия проявляется, когда затылочные доли мозга оказываются повреждены. В данном случае возможны ситуации, когда пациент не понимает отдельные буквы (литеральная алексия), целые слова (вербальная алексия);
  2. Кинетическая/кинестетическая алексия — возникает при повреждениях премоторного участка головного мозга. Обычно сопровождается нарушениями речевого аппарата;
  3. Слуховая алексия происходит когда нарушается постцентральный участок коры головного мозга. При этом происходит расстройство речи. Человек не может распознать чтение на слух и не в состоянии разбить слово на звуки, буквы.
  4. Тактильная алексия — невозможность тактильно распознать цифры и буквы. В стандартной форме не является большой проблемой для пациента.

Когда имеет место повреждение лобной доли головного мозга, происходит нарушение психических процессов, развивается особая форма болезни, при которой человек не может целенаправленно читать, постоянно отвлекается от процесса чтения.

Видео:Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?Скачать

Как это по-русски? - На какой слог ставится ударение в слове "каталог"?

Стадии развития

При данном заболевании больной проходит через две стадии развития болезни:

  • частичная алексия. Данная стадия предполагает, что с речью человека все в порядке, в ней нет видимых нарушений, мысли связные, четко прослеживается логика;
  • полная алексия. Данную стадию характеризует тотальное нарушение речи, когда больной не способен выражать свои мысли речью.

Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Методы коррекции и лечения

Прежде чем приступать к лечению болезни, необходимо провести этап диагностики. На данном этапе врач опрашивает пациента, выясняет возможные проблемы наследственности, подобные проблемы у близких родственников пациента.

Для того, чтобы поставить пациенту диагноз, ему предоставляется ряд необходимых тестов, проводится полное неврологическое обследование, проверяется работа определенных зон головного мозга.

Чаще всего в диагностике помогает МРТ, позволяющая точно локализовать пораженную область, понять, к какой разновидности относится заболевание. При этом изучается общая активность мозга.

Если по каким-то причинам магнитно-резонансную томографию делать нельзя, проводят обычную компьютерную томографию. Если выявляются проблемы с нервной системой, пациента обязательно направляют к невропатологу. Речью же занимается профессиональный логопед.

Когда поставлен диагноз — алексия, приступают к лечению заболевания. Врач старается определить причину развития болезни, устранить ее. Часто больному меняют распорядок дня и корректируют рацион питания.

Также в обязательном порядке назначают речево-языковую терапию, которая призвана позволить восстановить коммуникационные навыки и сохранить те из них, что остались не затронутыми. К пациенту должен применяться особый подход, в рамках которого вырабатывается реабилитационный курс, учитывающий прогрессирование и особенности заболевания.

Для пациента важно стараться не нервничать, избегать стрессов, побольше быть на свежем воздухе и избегать сильных физических нагрузок.

Если родственники поддерживают больного, выздоровление может пройти гораздо быстрее. Поэтому часто организуют консультации как для самих больных, так и для членов семьи с тем, чтобы максимально эффективно помочь человеку восстановиться, дать родственникам понимание, как лучше общаться с пациентом, занять правильную позицию, помогая ему быстрее выздороветь.

Помимо озвученных методов часто применяют оптокинетическую и кросс-модельную терапию. Также производят глазодвигательную реабилитацию, с помощью которой помогают восстановить навыки быстрого чтения. Это делается с использованием специальных лечебных видеоматериалов.

С помощью комплексного подхода можно добиваться хороших результатов, даже если имеются сильные поражения головного мозга.

Функционально болезнь не опасна, но она сильно морально травмирует пациента. Именно поэтому помимо прочих врачей больному стоит пройти курс лечения у психолога, который поможет ему научиться эффективно справляться с дефектом и компенсировать его.

Видео:Логопедия. Гласные 1 и 2 ряда.Скачать

Логопедия. Гласные 1 и 2 ряда.

Возможные осложнения

Проблема не предполагает каких-либо физических последствий, но тем не менее опасна, поскольку человек “разучивается” находиться в обществе и взаимодействовать с ним. Из-за этого возможно социальное отчуждение.

Пациенты с этим заболеванием способны замкнуться в себе и впасть в депрессию, плохо усваивают новые для себя вещи. Также среди осложнений выделяют задержку в развитии речевого аппарата.

Расстроенный пациент постепенно перестает общаться с социумом, ему дается это все сложнее. Ввиду этого появляется сильный дискомфорт в психологическом смысле. Больной чувствует себя безнадежным, обреченным без особых и ясных перспектив на будущее.

Видео:ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?Скачать

ЛожИть или лОжить | Как правильно поставить ударение?

Профилактика

Алексию проще предупредить, чем излечить. На лечение заболевания может уйти довольно много времени, здесь придется запастись терпением. Если правильно себя вести в определенных ситуациях, развития заболевания можно избежать. Во-первых, требуется уделять внимание состояниям и заболеваниям, которые могут спровоцировать болезнь.

Особенно важно постараться избежать инсультов. Это можно сделать, тщательно наблюдая за своим артериальным давлением. Если же инсульт случился, необходимо обратиться к врачу — он поможет предотвратить последствия инсульта, которые приводят к болезни.

Стоит больше внимания уделять физическим упражнениям, хорошо и правильно питаться, постараться не употреблять соленую и жирную пищу, где это возможно. Питание должно быть хорошо сбалансированным. Наилучшим решением будет начать заниматься умеренным спортом.

Чтобы избежать заболевания стоит регулярно обследоваться у врача и запланировать ежегодный осмотр. Необходимо постараться не допускать травматических состояний головного мозга.

Матерям необходимо уделять больше времени своим детям и чаще с ними общаться, чтобы они не выросли асоциальными. Не следует с ранних лет перегружать ребенка, заставлять слишком рано и слишком много читать.

Если принято решение, что ребенка нужно начать обучать чтению, лучше всего делать это в игровой форме.

Для сохранения здоровья стоит перестать употреблять сигареты и спиртные напитки. Следует следить за балансом витаминов в организме и пропивать их раз в год.

Для профилактики заболевания очень важно хорошо высыпаться — сна должно быть не менее 8 часов в сутки. Не следует запускать различные воспалительные заболевания или инфекции. Лечить болезни нужно только назначенными лекарствами и строго по инструкции.

Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)

Алексия

Алексия это в логопедии ударение

Алексия – это тотальное расстройство навыка чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного восприятия и понимания текста. При данном нарушении человек не может научиться читать или утрачивает способность распознавать буквы и соединять их в слова. Алексия может развиваться изолированно или сочетаться с афазией, аграфией. Расстройство диагностируется с помощью нейропсихологического и логопедического тестирования, методов нейровизуализации (КТ, МРТ, ПЭТ головного мозга). Коррекционная работа направлена на развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетических процессов.

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

МКБ-10

Алексия это в логопедии ударение

Видео:Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Общие сведения

Алексию («а» ‒ отрицание, «lexis» ‒ лексика, слово) также называют «словесной слепотой» или «визуальной афазией» из-за невозможности прочтения написанного. Пристальное внимание проблеме стало уделяться более ста лет назад в связи с возросшим интересом к нейроанатомии и психологии. «Пионером» в изучении патологии был французский невролог Ж. Дежерин, который в 1892 г. впервые описал «чистую алексию» с сохранной речью и локализовал сопутствующие ей поражения в головном мозге. В современной логопедии различают частичную несформированность чтения – дислексию и полное отсутствие/распад навыка – алексию.

Алексия это в логопедии ударение

Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Причины алексии

Любые расстройства чтения имеют под собой неврологическую основу и связаны с поражением областей мозга, задействованных в этом процессе. Изолированная приобретенная алексия в большинстве случаев развивается в результате нарушения кровоснабжения в бассейне задней мозговой артерии, которая питает кровью задние отделы мозга, включая зрительную кору и борозду мозолистого тела.

Кроме этого, алексия может входить в структуру различных видов афазии (моторных, сенсорных) и возникать вследствие повреждений соответствующих мозговых отделов. Этиофакторами локального нарушения церебрального кровотока могут являться:

У детей неспособность к обучению чтению чаще всего связана с неблагоприятными перинатальными факторами: гипоксическим повреждением мозга, внутриутробными инфекциями, родовыми травмами головы и ШОП. Также причиной алексии в детском возрасте может выступать дефицит речевых контактов, аутизм, тяжелые нарушения интеллекта.

Видео:А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

А. A. Зализняк: История русского ударения

Патогенез

Чтение, как процесс, складывается из двух компонентов: технического и семантического. Техническая сторона состоит из распознавания зрительного образа буквы – графемы, соотнесения ее с артикулемой и фонемой, складывания графем в лексемы. Смысловая сторона заключается в понимании прочитанного. Психофизиологические механизмы чтения обеспечиваются сохранностью и четким взаимодействием зрительного (затылочная кора), акустического (височная кора), речедвигательного (нижнетеменные, заднелобные отделы) анализаторов.

Алексия развивается при поражении любых звеньев этой цепочки. При различных видах афазии первичным дефектом может являться артикуляционная или орально-артикуляционная апраксия, слуховая агнозия, в результате чего распадается связь «фонема-артикулема-графема». Это ведет к вторичному нарушению процесса чтения.

Центральным механизмом чистых форм алексии выступают дефекты зрительного либо зрительно-пространственного гнозиса, зрительного мнезиса. В этих случаях нарушается восприятие графического символа буквы, его пространственного расположения, страдает память на буквы. Результатом буквенных агнозий и амнезий становится неспособность больных правильно прочесть и дифференцировать графемы, слова.

Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать

Изучаем ударение. Русский язык

Классификация

В зависимости от структуры нарушений чтения различают 2 группы расстройств:

  1. Речевые. Встречаются в рамках соответствующих моторных и сенсорных форм афазии. Представлены афферентной и эфферентной моторной, акустико-гностической и акустико-мнестической алексией и аграфией.
  2. Неречевые (гностические). Протекают без расстройства устной речи. В их основе лежит зрительная и зрительно-пространственная агнозия. Эти формы включают оптическую, оптико-пространственную и оптико-мнестическую алексию. Оптическая в свою очередь подразделяется на:
  • литеральную – больные не узнают буквы;
  • вербальную – пациенты узнают и называют отдельные буквы, но не могут осуществить их слияние в слоги и слова.

Видео:Ударение меняет часть речи? Список важных слов!Скачать

Ударение меняет часть речи? Список важных слов!

Симптомы алексии

Изолированные расстройства чтения (алексия без афазии и аграфии) протекают на фоне нормальной устной речи и ее слухового восприятия. Функция письма также сохранна, однако через некоторое время пациент не может прочесть то, что он ранее написал. Узнавание слов на слух не нарушено, затруднение вызывает только распознавание письменного текста. Больной воспринимает буквы, как рисунки, не понимая их значения, смешивает графемы, сходные по написанию.

Основной симптом – медленное побуквенное чтение. Больные сначала пытаются опознать каждую букву по отдельности, а затем сложить их в слово. Характерен «эффект длины слова», при котором длинные слова читаются медленнее и с меньшей вероятностью будут прочитаны правильно, чем короткие слова. Также нарушается узнавание цифр и других символов (знаков препинания, математических знаков), часто возникает аномия. Изолированная алексия часто сопровождается выпадением полей зрения (правосторонняя гемианопсия), расстройством цветовосприятия.

Речевые формы алексии протекают с явлениями афазии: афферентной моторной, Брока, Вернике, акустико-мнестической. При грубых формах афатического синдрома чтение распадается полностью. В менее тяжелых случаях чтение становится медленным, послоговым, угадывающим, отмечаются множественные замены букв. Глобальное чтение некоторым пациентам доступно, они могут правильно разложить подписи под картинками. При акустико-мнестической алексии нарушается не техника чтения, а понимание длинного текста.

Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Осложнения

Пациенты с алексией теряют способность свободно читать, а зачастую – говорить и писать, что отрицательно влияет на самооценку, возможность обучения, профессиональной реализации. Это является серьезным инвалидизирующим фактором, мешает полноценному социальному взаимодействию. У больных часто развивается депрессивный синдром, ощущение бесперспективности и обреченности. Психические переживания часто усугубляются физической немощью: нарушением двигательных функций, способностью к самообслуживанию.

Видео:Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. #логопедСкачать

Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. #логопед

Диагностика

Для построения коррекционной программы важно установить характер и механизм дефекта, этиологию и локализацию патологического очага. Больного с расстройством навыка чтения консультируют врач-невролог, клинический логопед, нейропсихолог. В диагностическом поиске используются:

  • Методы нейровизуализации. Чтобы определить причину алексии и провести топическую диагностику поражения, в клинической неврологии прибегают к проведению церебральной КТ, МРТ, реже ‒ ПЭТ-КТ головного мозга. Для оценки показателей мозговой гемодинамики выполняется дуплексное сканирование МАГ.
  • Обследование устной и письменной речи. Речевую диагностику начинают с оценки импрессивной и спонтанной речи, орального и артикуляционного праксиса, речевых автоматизмов, повторной речи. Исследуется способность к идеограммному чтению, чтению печатных, письменных букв, слов, предложений, коротких текстов, чтение «про себя» (нахождение подписей к картинкам). Проверяются навыки списывания, письма под диктовку, самостоятельного письма.
  • Нейропсихологическое тестирование. Важно оценить состояние различных видов гнозиса (особенно зрительного, буквенного), праксиса. Также проводятся тесты, позволяющие исследовать когнитивные навыки: память (в т. ч. слухоречевую), восприятие, мышление, пространственную ориентировку.

Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать

Как запомнить сложные ударения? | Оксана Кудлай

Коррекция алексии

Медицинские вмешательства

Лечение проводится с учетом первичного нарушения и его характера (сосудистая, инфекционная, опухолевая патология, травма). Оно включает лекарственную терапию, нейрореабилитацию, психокоррекцию, по показаниям – оперативные вмешательства:

  • Фармакотерапия. При ОНМК назначается гипотензивная, вазоактивная, нейротрофическая, дезагрегантная, антиоксидантная терапия. При травмах головы показано введение ноотропов, диуретиков, седативных препаратов, анальгетиков. Этиотропная терапия нейроинфекций может включать применение противомикробных или противовирусных средств, интерферонов, иммуноглобулинов, глюкокортикостероидов.
  • Нейрохирургические операции. Раннее нейрохирургическое вмешательство позволяет минимизировать зону повреждения головного мозга, уменьшить явления алексии, ускорить восстановление. В период «терапевтического окна» ишемического инсульта показано проведение системного или селективного тромболизиса. При ЧМТ может потребоваться удаление костных отломков вдавленных переломов, эвакуация внутричерепных гематом. При опухолях головного мозга проводится химиотерапия, стереотаксическое удаление, хирургическое иссечение.
  • Нейрореабилитация и нейрокоррекция. После купирования острых симптомов проводится лечебная физкультура, эрготерапия, механотерапия, электростимуляция оральной мускулатуры. Нейропсихологическая коррекция подразумевает развитие оптического гнозиса, зрительно-пространственных представлений, концентрации внимания, памяти.

Логопедическая коррекция

Логотерапия при алексии выстраивается с учетом центрального механизма нарушения речи. При афазиях ‒ это растормаживание устной речи, преодоление кинетической и кинестетической апраксии, активизация слухового гнозиса, расширение слухоречевой памяти, восстановление связей между артикулемой, фонемой и графемой. На стадии грубых расстройств стимулируют глобальное чтение, в дальнейшем переходят к звукобуквенному анализу состава слова.

В случае изолированной алексии первоочередное внимание уделяют восстановлению оптического образа букв. Для этого подключают кинестетические, двигательные ощущения, проговаривание, слуховую актуализацию. По мере восстановления зрительной перцепции постепенно переходят от побуквенного к послоговому чтению, увеличению скорости, пересказу прочитанного.

Видео:Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. #логопедияСкачать

Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. #логопедия

Прогноз и профилактика

Восстановление навыка чтения – долгий кропотливый труд, требующий усердия и терпения пациента, логопеда, родственников. Не всегда, даже после нескольких курсов логотерапии, удается достичь преморбидного уровня. Элементы алексии в виде послогового чтения у многих больных сохраняются пожизненно. Профилактика заключается в минимизации факторов риска развития причинных заболеваний (инсультов, травм головы и др.). При возникновении алексии важно раннее начало и точное следование программе восстановительных мероприятий.

Видео:36. Как правильно поставить ударение в словахСкачать

36. Как правильно поставить ударение в словах

АЛЕКСИЯ

Смотреть что такое АЛЕКСИЯ в других словарях:

АЛЕКСИЯ

(греч.) — отсутствие способности правильно понимать рукописные или печатные письменные знаки, является симптомом в различных видах умопомешательства и . смотреть

АЛЕКСИЯ

(от греч. а — отрицательная частица и lēxis — слово) потеря способности читать вследствие утраты понимания написанных слов или узнавания отдельн. смотреть

АЛЕКСИЯ

алексия сущ., кол-во синонимов: 4 • асимболия (1) • болезнь (995) • растение (4422) • фобия (608) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: болезнь. смотреть

АЛЕКСИЯ

Алексия (греч.) — отсутствие способности правильно понимать рукописные или печатные письменные знаки, является симптомом в различных видах умопомешательства и обыкновенно соединяется с афазией.

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ(греч.). Отсутствие способности понимать письменные знаки.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.АЛЕКСИЯ. смотреть

АЛЕКСИЯ

(от греч. а – отрицательная частица и лат. lego – читаю) – нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая алексия, которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая алексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая алексия). В основе данной формы алексии лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта. Подобная форма алексии, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга. При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая алексия (или височная алексия) как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма алексии является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих подобной формой алексии, наблюдается «угадывающее чтение». При поражения нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает кинестезическая моторная алексия (или афферентная моторная алексия) как проявление афферентной моторной афазии, связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической моторной алексии (или эфферентной моторной алексии), входящей в синдром эфферентной моторной афазии. Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации. При поражении коры лобных долей мозга возникает особая форма алексии, связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в том числе и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п. Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму алексии, которая является одним из проявлений алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма алексии обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом. смотреть

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ (от греч. а — отрицат. частица + lexis — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. См. также Дислексия.

При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария.

При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих слуховой А., наблюдается «угадывающее чтение».

При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии (см. Афазия). Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.

При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.

Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из следствий алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом. (Л. С. Цветкова.)

АЛЕКСИЯ

Словообразование. Происходит от греч. а — отрицательная частица + lexis — слово. Категория. Нейропсихологическое нарушение. Специфика. Нарушение процесса чтения или овладения им. Возникает при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Виды. — оптическая алексия возникает при поражении затылочных долей коры головного мозга, вследствие нарушения зрительного восприятия. При этом не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия); — односторонняя оптическая алексия возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария. При этом игнорируется одна из половин текста (чаще левая) при незамечании своего дефекта; — слуховая (височная) алексия возникает при поражении коры височной области левого полушария, вследствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей). Выступает как одно из проявлений сенсорной афазии; — кинестезическая (афферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушений кинестезической основы речевого акта. Выступает как проявление афферентной моторной афазии; — кинетическая (эфферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушения кинетической, сукцессивной организации речевого акта. Выступает как проявление эфферентной моторной афазии. — при поражении коры лобных долей мозга, когда нарушаются регулирующие механизмы, смазывается избирательность всех психических процессов, возникает особая форма алексии, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности. . смотреть

АЛЕКСИЯ

(от греч. a — отрицательная частица и lexis — слово) — расстройство речи, выражающееся в неспособности овладения навыками чтения. Возникает при пораж. смотреть

АЛЕКСИЯ

(а + греч. lexis – речь, слово) (Benedikt, 1865; Kussmaul A., 1877). Форма оптической агнозии, характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. Различают А. первичную и вторичную, входящую в структуру таких нейропсихологических синдромов, как афатические. Литеральная А. характеризуется неразличением отдельных букв; А. слогов (асиллабия) – невозможностью чтения отдельных слогов; вербальная – нарушением чтения слов. Наблюдается при локализации поражения в коре основания затылочной доли доминантного полушария, в ряде случаев процесс распространяется и на височную долю. Динамика синдрома А. – от литеральной, когда чтение еще возможно, но происходит с паралексиями и без понимания смысла прочитанного, до агностической, при которой буквы теряют свое символическое значение (Смирнов В.М., 1962). Син.: словесная слепота, вербальная слепота. смотреть

АЛЕКСИЯ

(а + греч. lexis – речь, слово) (Benedikt, 1865; Kussmaul A., 1877). Форма оптической агнозии, характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. Различают А. первичную и вторичную, входящую в структуру таких нейропсихологических синдромов, как афатические. Литеральная А. характеризуется неразличением отдельных букв; А. слогов (асиллабия) – невозможностью чтения отдельных слогов; вербальная – нарушением чтения слов. Наблюдается при локализации поражения в коре основания затылочной доли доминантного полушария, в ряде случаев процесс распространяется и на височную долю. Динамика синдрома А. – от литеральной, когда чтение еще возможно, но происходит с паралексиями и без понимания смысла прочитанного, до агностической, при которой буквы теряют свое символическое значение (Смирнов В.М., 1962). Син.: словесная слепота, вербальная слепота. смотреть

АЛЕКСИЯ

(alexia) приобретенная неспособность читать. Связана с заболеванием левого полушария головного мозга у правшей. В случае агностической алексии (agnosic alexia), иначе называемой слепотой словесной (word blind ness), больной не может читать, так как не способен идентифицировать буквы и слова читаемого текста, однако у него сохраняется способность писать; речь больного также остается нормальной. Данное заболевание является одной из форм агнозии. У больных, страдающих афазической алексисй (aphasic alexia) (зрительной асимволией (visual asymbolia)), утрачена как способность читать, так и способность писать, причем данное состояние часто сопровождается и различными нарушениями речи. Это заболевание также является одной из форм афазии. См. также Дислексия. смотреть

АЛЕКСИЯ

1) Орфографическая запись слова: алексия2) Ударение в слове: алекс`ия3) Деление слова на слоги (перенос слова): алексия4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

АЛЕКСИЯ

(а греч. lexus речь, слово) – утрата способности распознавать печатные и рукописные речевые символы /распознавать буквы литеральная алексия, слоги асиллабия (от греч. sullabe слог), слова вербальная алексия/ Benedikt ( 1865); А. Kussmal ( 1877). При чистой алексии пациент может более или менее удовлетворительно писать, но читать и понять прочитанное не может даже написанное им самим. Расстройство наблюдается при поражении коры основания затылочной доли доминантной гемисферы, иногда распространяющегося на височную долю, оно может прогрессировать (от агнозии слов до агнозии букв В.М.Смирнов, 1962). Синонимы: Слепота словесная, слепота вербальная. смотреть

АЛЕКСИЯ

(от греч. lexis — слово) потеря способности читать вследствие нарушения распознавания написания слов или букв: ஐ «Для нейрофизиологов это был наст. смотреть

АЛЕКСИЯ

(alexia; А- + греч. lexis речь, слово; син.: слепота вербальная, слепота словесная)расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Але. смотреть

АЛЕКСИЯ

ж.(расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста; словесная слепота) alexia, visual aphasia, typhlolexia- вербальная алексия- врожденн. смотреть

АЛЕКСИЯ

алексия (alexia; а- + греч. lexis речь, слово; син.: слепота вербальная, слепота словесная) — расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания т. смотреть

АЛЕКСИЯ

Невозможность чтения. При этом больной видит текст, но не может читать как вслух, так и про себя. В большинстве случаев сочетается с афазией и аграфией (см.). Возможны также алексия зрительная (см.), при которой больной не распознает сходных по написанию букв, и вербальная алексия – пациент называет отдельные буквы, но не может объединить их в слово. Возникает при поражении коры лобно-височной области доминантного полушария мозга. смотреть

АЛЕКСИЯ

-частный вид зрительной агнозии, заключающейся в нарушении узнавания текста (букв, цифр, нотных знаков). Различают вербальную алексию, когда нарушено понимание при чтении целых слов и предложений, и литеральную алексию, когда нарушение касается отдельных букв. Изолированная алексия встречается при процессах в левой угловой извилине (у правшей); ей часто сопутствует правосторонняя гемианопсия. Часто алексия сочетается с афазией. смотреть

АЛЕКСИЯ

(буквально – «без слов»). Неспособность владеть языком, характеризующаяся частичной или полной потерей способности распознавать печатные слова. Это нарушение часто очень специфично, у людей, им страдающих, не наблюдается нарушений зрительного восприятия, и они могут нормально воспринимать слова на слух. Иногда называется: словесная слепота и зрительная афазия. смотреть

АЛЕКСИЯ

ж. невр. alexia, visual aphasia, optical [sensory, visual] alexia— агностическая алексия — буквенная алексия — вербальная алексия — корковая алексия — . смотреть

АЛЕКСИЯ

(от а отрицат. приставка и греч. lexis — слово, речь), утрата способности читать или понимать прочитанное вследствие поражения височно-теменно-затылочн. смотреть

АЛЕКСИЯ

(от греч. а — отрицательная частица, lexis — слово, речь) — полная неспособность овладения процессом чтения или потеря этой способности вследствие органического поражения головного мозга (угловой извилины левой нижней теменной дольки), а также вследствие несформированности различных компонентов речевой системы. смотреть

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ (от а — отрицательная приставка и греч . lexis — слово, речь), утрата способности читать или понимать прочитанное вследствие поражения височно-теменно-затылочной области левого полушария (у правшей). Часто сочетается с афазией и аграфией.

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ (от а — отрицательная приставка и греч . lexis — слово, речь), утрата способности читать или понимать прочитанное вследствие поражения височно-теменно-затылочной области левого полушария (у правшей). Часто сочетается с афазией и аграфией.

АЛЕКСИЯ

Ударение в слове: алекс`ияУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: алекс`ия

АЛЕКСИЯ

АЛЕКСИЯ (от а — отрицательная приставка и греч. lexis — слово — речь), утрата способности читать или понимать прочитанное вследствие поражения височно-теменно-затылочной области левого полушария (у правшей). Часто сочетается с афазией и аграфией.
. смотреть

АЛЕКСИЯ

Утрата способности читать и понимать прочитанное в связи с очаговым поражением стыка височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга.Синон. смотреть

АЛЕКСИЯ

Утрата способности читать и понимать прочитанное в связи с очаговым поражением стыка височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга.Синоним. смотреть

АЛЕКСИЯ

Алексия (от греч. а — отрицат. частица и lexis — слово) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей. смотреть

АЛЕКСИЯ

— (от а — отрицательная приставка и греч. lexis — слово — речь),утрата способности читать или понимать прочитанное вследствие поражениявисочно-теменно-затылочной области левого полушария (у правшей). Частосочетается с афазией и аграфией. смотреть

АЛЕКСИЯ

Rzeczownik алексия f aleksja f

АЛЕКСИЯ

(от греч. а — отрицат. частица, lexis — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. — Хомская Евгения Давыдовна. смотреть

АЛЕКСИЯ

алексия [а . + гр. lexis слово] — мед. потеря способности читать вследствие очагового поражения головного мозга; часто сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазией).

АЛЕКСИЯ

Кеа Калия Кали Кил Кале Киса Кал Кисея Кси Лак Иск Лек Леса Лесик Леска Леся Лик Лис Сак Сакля Салки Сек Сеялка Иса Икс Ска Сяк Аск Яик Ялик Алик Акие Аки Аил Ясли Алексия Аля Ясак Ася Аякс Скал Сила Елка Исак. смотреть

АЛЕКСИЯ

(греч. а—отрицание и lexis — слово) — потеря способности чтения в результате поражения речевых центров головного мозга; часто сочетается с нарушением речи (афазией) и потерей способности писать (аграфией). смотреть

АЛЕКСИЯ

(alexia; а- + греч. lexis речь, слово; син.: слепота вербальная, слепота словесная) расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста.

АЛЕКСИЯ

игуменья Спасо-Бородинского монастыря с 1871 г. (?).Синонимы: болезнь

АЛЕКСИЯ

Начальная форма — Алексия, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, женский род, имя, множественное число, одушевленное

Поделиться или сохранить к себе: