Александр евгеньевич ферсман ударение

Содержание
  1. Словари
  2. Ферсман Александр Евгеньевич (1883—1945)
  3. Фонетический разбор «ферсман александр евгеньевич»
  4. Фонетический разбор «ферсман»:
  5. «Ферсман»
  6. Характеристики звуков
  7. Фонетический разбор «александр»:
  8. «Александр»
  9. Характеристики звуков
  10. Фонетический разбор «евгеньевич»:
  11. «Евгеньевич»
  12. Характеристики звуков
  13. Смотрите также:
  14. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  15. Морфологический разбор «ферсман александр евгеньевич»
  16. Фонетический разбор «ферсман александр евгеньевич»
  17. Значение «ферсман александр евгеньевич»
  18. Карточка «ферсман александр евгеньевич»
  19. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  20. Что такое фонетический разбор?
  21. Фонетическая транскрипция
  22. Как сделать фонетический разбор слова?
  23. Пример фонетического разбора слова
  24. Фонетика и звуки в русском языке
  25. Гласные звуки в словах русского языка
  26. Фонетика: характеристика ударных гласных
  27. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  28. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  29. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  30. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  31. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  32. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  33. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  34. Позиционное оглушение/озвончение
  35. Мягкие согласные в русском языке
  36. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  37. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  38. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:Жертва, спасатель, преследователь: как работает треугольник Карпмана / Александр Шахов // Не ФрейдСкачать

Жертва, спасатель, преследователь: как работает треугольник Карпмана / Александр Шахов // Не Фрейд

Словари

Фе́рсман Александр Евгеньевич (1883-1945), минералог, один из основоположников геохимии, академик РАН (1919), АН СССР (1925). Ученик В. И. Вернадского. Автор фундаментального труда «Геохимия» (т. 1-4, 1933-39), «Пегматиты» (1931). Знаток драгоценных и поделочных камней. Блестящий популяризатор. Организатор ряда научных учреждений и многочисленных экспедиций (в том числе на Кольский полуостров, в Среднюю Азию, на Урал) по исследованию минеральных ресурсов. Премия им. В. И. Ленина (1929), Государственная премия СССР (1942).

ФЕРСМАН Александр Евгеньевич — ФЕ́РСМАН Александр Евгеньевич (1883-1945), российский геохимик (см. ГЕОХИМИЯ) и минералог (см. МИНЕРАЛОГИЯ), один из основоположников геохимии, академик АН СССР (1925; академик Российской АН с 1919). Автор фундаментального труда «Геохимия» (т. 1-4, 1933-39), «Пегматиты» (1931). Знаток драгоценных и поделочных камней. Блестящий популяризатор. Организатор ряда научных учреждений и многочисленных экспедиций (в т. ч. на Кольский п-ов, в Ср. Азию, на Урал) по исследованию минеральных ресурсов (см. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ) . Премия им. В. И. Ленина (1929), Государственная премия СССР (1942).

ФЕРСМАН Александр Евгеньевич (1883-1945) — российский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии, академик АН СССР (1925; академик Российской АН с 1919). Автор фундаментального труда «Геохимия» (т. 1-4, 1933-39), «Пегматиты» (1931). Знаток драгоценных и поделочных камней. Блестящий популяризатор. Организатор ряда научных учреждений и многочисленных экспедиций (в т. ч. на Кольский п-ов, в Ср. Азию, на Урал) по исследованию минеральных ресурсов. премия им. В. И. Ленина (1929), Государственная премия СССР (1942).

Видео:Быстрая техника снятия эмоционального напряжения – освобождаем связки перикарда (сердечной сумки)Скачать

Быстрая техника снятия эмоционального напряжения – освобождаем связки перикарда (сердечной сумки)

Ферсман Александр Евгеньевич (1883—1945)

Александр евгеньевич ферсман ударение

гео­хи­мик и мине­ра­лог, один из осно­во­по­лож­ни­ков гео­хи­мии. Дей­стви­тель­ный член, вице-пре­зи­дент (1926-1929) Ака­де­мии наук, дирек­тор Ради­е­вого инсти­тута (1922–1926), член Ура­но­вой комис­сии АН СССР. Лау­реат Ленин­ской (1929) и Ста­лин­ской (1942) пре­мий

Алек­сандр Евге­нье­вич Фер­сман родился 8 ноября 1883 года в Петер­бурге. Отец его окон­чил Ака­де­мию гене­раль­ного штаба и зани­мался глав­ным обра­зом педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью. Мать живо инте­ре­со­ва­лась есте­ствен­ными нау­ками, неплохо рисо­вала и музи­ци­ро­вала. Роди­тели ока­зали бла­го­твор­ное вли­я­ние на вос­пи­та­ние и пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние Алек­сандра — един­ствен­ного ребёнка в семье.

Каж­дое лето семья про­во­дила в Крыму. В шести­лет­нем воз­расте Алек­сандр начал соби­рать первую мине­ра­ло­ги­че­скую кол­лек­цию. Попол­ня­ясь из года в год, она соста­вила основу обшир­ного собра­ния мине­ра­лов и гор­ных пород.

Потом была Гре­ция, куда отца назна­чили воен­ным атташе. Каме­ни­стые берега Элев­син­ской бухты стали «вто­рой сту­пе­нью» позна­ния А.Е. Фер­сма­ном мине­раль­ного цар­ства. И скоро новая «смена деко­ра­ций»: отец ста­но­вится дирек­то­ром кадет­ского кор­пуса в Одессе. Сын совер­шает экс­кур­сии по сосед­ним каме­но­лом­ням, целыми часами рабо­тая молот­ком, зуби­лом, кир­кой. Подоб­ные путе­ше­ствия научили его обра­щать вни­ма­ние на детали, и при­учили к очень труд­ной и слож­ной обя­зан­но­сти есте­ствен­ника — наблю­дать.

Окон­чив с золо­той меда­лью клас­си­че­скую гим­на­зию, в 1901 году А.Е. Фер­сман посту­пил на физико-мате­ма­ти­че­ское отде­ле­ние Ново­рос­сий­ского уни­вер­си­тета. Там пре­по­да­вали талант­ли­вые педа­гоги и учё­ные, кото­рые давали сту­ден­там обшир­ные и глу­бо­кие зна­ния. Когда отца пере­вели в Москву началь­ни­ком Алек­сан­дров­ского юнкер­ского учи­лища, Алек­сан­дру суж­дено было про­дол­жить обра­зо­ва­ние в Мос­ков­ском уни­вер­си­тете на физико-мате­ма­ти­че­ском факуль­тете, где с 1891 года лек­ции по мине­ра­ло­гии читал Вла­ди­мир Ива­но­вич Вер­над­ский. Так в жизнь А.Е. Фер­смана раз и навсе­гда вошёл вели­кий учё­ный и мыс­ли­тель.

Вокруг В.И. Вер­над­ского уже сло­жи­лась группа моло­дых талант­ли­вых иссле­до­ва­те­лей, кото­рые испо­ве­до­вали прин­ци­пи­ально новый под­ход к мине­ра­ло­гии. В.И. Вер­над­ский видел суть этой науч­ной дис­ци­плины не в бес­при­страст­ном опи­са­нии внеш­него вида и свойств раз­лич­ных мине­ра­лов, он рас­смат­ри­вал мине­ра­ло­гию прежде всего как химию при­род­ных соеди­не­ний зем­ной коры — мине­ра­лов. Не «пато­ло­го­ана­то­мия» мёрт­вых мине­раль­ных обра­зо­ва­ний, а их непре­кра­ща­ю­ща­яся «жизнь» в при­роде — в этом состо­яло науч­ное кредо В.И Вер­над­ского. Этого явно не доста­вало А.Е. Фер­сману — в его мине­ра­ло­ги­че­ских изыс­ка­ниях пока пре­об­ла­дало опи­са­ние.

В.И. Вер­над­ский сразу оце­нил спо­соб­но­сти А.Е. Фер­смана и уме­ние тру­диться до само­заб­ве­ния, реко­мен­до­вал оста­вить его в уни­вер­си­тете для под­го­товки к про­фес­сор­скому зва­нию. В 1907 году А.Е. Фер­сман окон­чил уни­вер­си­тет и был остав­лен на кафедре мине­ра­ло­гии.

Его учи­тель выхло­по­тал ему коман­ди­ровку за гра­ницу, и А.Е. Фер­сман начи­нает свою зару­беж­ную науч­ную дея­тель­ность в Гей­дель­берге. В лабо­ра­то­рии В. Гольд­шмидта он пости­гает опти­че­ские и кри­стал­ло­гра­фи­че­ские методы изу­че­ния мине­ра­лов, осо­бое вни­ма­ние уде­ляя алмазу. Вме­сте с В. Гольд­шмид­том участ­вует в под­го­товке двух­том­ной моно­гра­фии «Алмаз», кото­рая была опуб­ли­ко­вана на немец­ком языке в 1911 году. На всю жизнь А.Е. Фер­сман сохра­нил инте­рес к дра­го­цен­ным кам­ням, посвя­тив им немало науч­ных работ и книг. Им были опи­саны зна­ме­ни­тые исто­ри­че­ские камни: алмазы «Орлов», «Шах» и др.

Двух­лет­нее пре­бы­ва­ние А.Е. Фер­смана за пре­де­лами Рос­сии (1907-1909 гг.) вклю­чало также путе­ше­ствия по Фран­ции и Ита­лии, где он озна­ко­мился с гео­ло­ги­че­скими досто­при­ме­ча­тель­но­стями. Наи­бо­лее замет­ным собы­тием, опре­де­лив­шим одно из основ­ных направ­ле­ний его после­ду­ю­щей науч­ной дея­тель­но­сти, было посе­ще­ние ост­рова Эльба. Недра ост­рова хра­нят мно­го­чис­лен­ные залежи само­цве­тов, при­чём дра­го­цен­ные камни пред­став­ляют собой вкрап­ле­ния в пег­ма­ти­то­вые жилы. С пег­ма­ти­то­выми жилами свя­заны место­рож­де­ния не только дра­го­цен­ных кам­ней, но и слюды, поле­вых шпа­тов, мно­гих ред­ких и радио­ак­тив­ных мине­ра­лов. Фер­сман едва ли не пер­вым понял всё прак­ти­че­ское зна­че­ние «пег­ма­ти­то­вой кла­до­вой при­роды». Позже он изу­чал её на обшир­ных про­стран­ствах Урала, Сред­ней Азии, Забай­ка­лья. Ито­гом стала книга «Пег­ма­титы, их науч­ное и прак­ти­че­ское зна­че­ние», издан­ная в 1931 году и при­нёс­шая учё­ному миро­вую извест­ность.

А.Е. Фер­сман воз­вра­ща­ется в Рос­сию уже с чётко опре­де­лив­шейся систе­мой взгля­дов, с ясным пони­ма­нием того, где его твор­че­ский потен­циал может быть исполь­зо­ван с наи­боль­шей отда­чей. Он видит своё при­зва­ние в гео­хи­мии, где еди­ни­цей иссле­до­ва­ния явля­ется хими­че­ский эле­мент. В 1909 году А.Е. Фер­сман занял долж­ность сверх­штат­ного асси­стента при Мине­ра­ло­ги­че­ском каби­нете Мос­ков­ского уни­вер­си­тета.

В 1912 году А.Е. Фер­сман стал про­фес­со­ром Мос­ков­ского уни­вер­си­тета, где читал пер­вый в мире курс гео­хи­мии. Затем он по при­гла­ше­нию В.И. Вер­над­ского — заве­ду­ю­щего Мине­ра­ло­ги­че­ским отде­лом Гео­ло­ги­че­ского музея Ака­де­мии наук — пере­ез­жает в Петер­бург. Вме­сте с учи­те­лем и дру­гом А.Е. Фер­сман начал закла­ды­вать основы гео­хи­мии — науки, кото­рая изу­чает исто­рию хими­че­ских эле­мен­тов Земли. При­шла пора оформ­ле­ния её в само­сто­я­тель­ную науч­ную дис­ци­плину. К тому вре­мени была создана модель атома — системы, состо­я­щей из ядра и вра­ща­ю­щихся вокруг него элек­тро­нов. Отвле­чён­ное поня­тие эле­мента при­об­рело кон­крет­ное содер­жа­ние: вид ато­мов с опре­де­лён­ным заря­дом ядра. По суще­ству атом стал глав­ным дей­ству­ю­щим лицом на под­мост­ках гео­хи­мии. Рас­про­стра­нён­ность и пове­де­ние ато­мов раз­лич­ных эле­мен­тов в при­роде — эти про­блемы ока­за­лись пер­во­сте­пен­ными в гео­хи­ми­че­ских иссле­до­ва­ниях.

В 1915 году при Ака­де­мии наук была обра­зо­вана Комис­сия по изу­че­нию есте­ствен­ных сил Рос­сии. А.Е. Фер­сман стал ее чле­ном.

В 1917-1945 гг. А.Е. Фер­сман бес­смен­ный дирек­тор Мине­ра­ло­ги­че­ского музея РАН. В 1919 году А.Е. Фер­сман стал ака­де­ми­ком, одним из самых моло­дых в то время дей­стви­тель­ных чле­нов Рос­сий­ской Ака­де­мии наук. В 1924-1927 гг. он был избран чле­ном Пре­зи­ди­ума и ака­де­ми­ком-сек­ре­та­рём Отде­ле­ния физико-мате­ма­ти­че­ских наук, а в 1927-1929 гг. — вице-пре­зи­ден­том Ака­де­мии.

После Пер­вой миро­вой и граж­дан­ской войн страна остро нуж­да­лась в вос­ста­нов­ле­нии раз­ру­шен­ного хозяй­ства и в новых источ­ни­ках «стра­те­ги­че­ского сырья». Поиски место­рож­де­ний важ­ней­ших полез­ных иско­па­е­мых ста­но­ви­лись всё более акту­аль­ными. А.Е. Фер­сман воз­глав­ляет экс­пе­ди­ции в раз­лич­ные рай­оны страны, ведёт кипу­чую работу поле­вого иссле­до­ва­теля, успе­вая в тече­ние года побы­вать и в засне­жен­ных вер­ши­нах Хибин­ских тундр на Коль­ском полу­ост­рове, и в зной­ных пес­ках Кара­ку­мов, и в глу­хой тайге Забай­ка­лья, и в забо­ло­чен­ных лесах восточ­ного склона Урала. 10 тыс. квад­рат­ных км в год — таков мас­штаб подвиж­но­сти А.Е. Фер­смана в эти годы.

Осе­нью 1920 г. неболь­шой отряд из девяти чело­век под руко­вод­ством Фер­смана отправ­ля­ется изу­чать Хибин­ские тундры. Здесь экс­пе­ди­ция открыла бога­тей­шие залежи апа­тита, рав­ных кото­рым в то время не было во всём мире. Пере­ра­ботка апа­тита на мине­раль­ные удоб­ре­ния решала важ­ней­шую сель­ско­хо­зяй­ствен­ную про­блему. При непо­сред­ствен­ном уча­стии Фер­смана в 1929 г. нача­лось про­мыш­лен­ное осво­е­ние цен­ней­шего сырья. Закла­ды­ва­лись руд­ники, появ­ля­лись новые посёлки и города — Кировск, Хиби­но­горск. В сосед­них с Хиби­нами Монче-тунд­рах А.Е. Фер­сман обна­ру­жил круп­ное место­рож­де­ние никеле­вых руд, что поз­во­лило отка­заться от их импорта. Позд­нее стало оче­видно, что недра Коль­ского полу­ост­рова содер­жат в себе прак­ти­че­ски всю таб­лицу Мен­де­ле­ева. Если бы А.Е. Фер­сман в своей жизни не сде­лал больше ничего, кроме откры­тия Коль­ского «фено­мена», его имя всё равно навсе­гда вошло бы в исто­рию гео­ло­гии и Рос­сии.

Но была ещё Сред­няя Азия, были Кара­кумы, где он иссле­до­вал место­рож­де­ния серы, на базе кото­рых был осно­ван пер­вый в СССР завод по её про­из­вод­ству.

И был Тюя-Муюн — руд­ное место­рож­де­ние в Фер­ган­ской долине. Там в начале XX в. обна­ру­жили пер­вые в Рос­сий­ской импе­рии залежи руд, содер­жа­щих радио­ак­тив­ные эле­менты, и среди них — радий. До этого в Рос­сии соб­ствен­ного радия не было. Сразу после Октябрь­ской рево­лю­ции стали закла­ды­ваться прак­ти­че­ские основы добычи оте­че­ствен­ного радия, при­чём нема­лая ини­ци­а­тива в орга­ни­за­ции работ при­над­ле­жала А.Е. Фер­сману. В 1918 году созда­ётся спе­ци­аль­ный коми­тет под пред­се­да­тель­ством В.И. Вер­над­ского. Его заме­сти­те­лем стал А.Е. Фер­сман. Учё­ным сек­ре­та­рём избрали радио­хи­мика В.Г. Хло­пина, ста­рого зна­ко­мого А.Е. Фер­смана.

Теперь собы­тия раз­ви­ва­лись уско­рен­ными тем­пами. Созда­ётся проб­ный ради­е­вый завод в Бон­дю­гах на Каме. Здесь 1 декабря 1921 года из руды Тюя-Муюн­ского место­рож­де­ния В.Г. Хло­пин с сотруд­ни­ками полу­чают пер­вые мил­ли­граммы рус­ского радия. А спу­стя корот­кое время в Пет­ро­граде орга­ни­зу­ется Государ­ствен­ный ради­е­вый инсти­тут во главе с В.И. Вер­над­ским. Поскольку он в июне 1922 года отпра­вился в дли­тель­ную коман­ди­ровку во Фран­цию, дирек­то­ром Ради­е­вого инсти­тута в тече­ние дол­гих четы­рёх лет был А.Е. Фер­сман. На этом посту он немало спо­соб­ство­вал раз­ви­тию ради­е­вой про­мыш­лен­но­сти в стране, хотя из-за частых экс­пе­ди­ций не мог уде­лять этому много вре­мени.

В 1924 году была орга­ни­зо­вана новая экс­пе­ди­ция по поиску место­рож­де­ний урана в Сред­ней Азии, в кото­рую вхо­дил и А.Е. Фер­сман. Она нашла в Туя-Муюне новые залежи полез­ных иско­па­е­мых, содер­жа­щих ура­но­вую руду. Впо­след­ствии, после начала совет­ского атом­ного про­екта, на базе Туя-Муюна было орга­ни­зо­вано рудо­управ­ле­ние № 12.

На про­тя­же­нии 20-30-х гг. А.Е. Фер­сман раз­ви­вал свои ори­ги­наль­ные гео­хи­ми­че­ские пред­став­ле­ния. Эти годы были для него вре­ме­нем высо­чай­шего взлёта твор­че­ской актив­но­сти, кото­рая соче­та­лась с чрез­вы­чайно про­дук­тив­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­стью. Он, сле­дуя при­меру Вер­над­ского, взялся за выпол­не­ние исклю­чи­тельно слож­ной задачи: решил систе­ма­ти­че­ски изло­жить основы гео­хи­мии.

Про­блема рас­про­стра­нён­но­сти хими­че­ских эле­мен­тов в зем­ной коре уже давно инте­ре­со­вала учё­ных. Её ещё в конце XIX в. начал серьёзно изу­чать аме­ри­кан­ский гео­хи­мик Фрэнк Кларк, впер­вые под­счи­тав­ший содер­жа­ние глав­ней­ших эле­мен­тов в зем­ной коре. В его честь Фер­сман назвал сред­ние вели­чины рас­про­стра­нён­но­сти эле­мен­тов в при­роде «клар­ками».

Рас­пре­де­ле­нию эле­мен­тов в зем­ной коре посвя­тил А.Е. Фер­сман пер­вый том своей гео­хи­ми­че­ской «эпо­пеи», кото­рый вышел в свет в 1933 году. Вто­рой том рас­ска­зы­вал о «жизни» эле­мен­тов — про­цес­сах их мигра­ции (пере­ме­ще­ния) в зем­ной коре. Наи­бо­лее ори­ги­наль­ные воз­зре­ния, каса­ю­щи­еся энер­ге­тики гео­хи­ми­че­ских про­цес­сов, учё­ный раз­вил в тре­тьем томе. До А.Е. Фер­смана по суще­ству эту про­блему никто серьёзно не затра­ги­вал. Раз­ви­тые им идеи учи­ты­вали вли­я­ние зако­нов тер­мо­ди­на­мики на ход при­род­ных про­цес­сов.

Гео­хи­мия всех извест­ных на Земле эле­мен­тов — от водо­рода до урана — состав­ляет содер­жа­ние чет­вёр­того тома. А.Е. Фер­сман набро­сал гео­хи­ми­че­ские «порт­реты» отдель­ных эле­мен­тов. Рас­смат­ри­вая для каж­дого стро­е­ние ато­мов, важ­ней­шие физико-хими­че­ские осо­бен­но­сти, он детально ана­ли­зи­ро­вал осо­бен­но­сти их пове­де­ния в зем­ной коре, объ­яс­нял пути их мигра­ции. Гео­хи­ми­че­ский «образ» эле­мента поз­во­лял теперь наме­чать основ­ные типы место­рож­де­ний полез­ных иско­па­е­мых и давал ука­за­ния к их поиску.

Чет­вёр­тый том был завер­шён в 1939 году. Но учё­ный отнюдь не счи­тал, что работа закон­чена. Он пла­ни­ро­вал напи­сать и пятый, и шестой. Неот­лож­ные дела и начав­ша­яся вскоре Вели­кая Оте­че­ствен­ная война не поз­во­лили пла­нам Фер­смана осу­ще­ствиться. Серьёзно затруд­няла дея­тель­ность и тяжё­лая болезнь.

Тем радост­нее стала для него весть, при­шед­шая из Англии. За иссле­до­ва­ния в обла­сти гео­хи­мии Лон­дон­ское гео­ло­ги­че­ское обще­ство при­су­дило Фер­сману пал­ла­ди­е­вую медаль Вол­ла­стона, кото­рая и поныне счи­та­ется выс­шей гео­ло­ги­че­ской награ­дой в мире.

В своей «Гео­хи­мии» Фер­сман посвя­тил немало стра­ниц радио­ак­тив­ным эле­мен­там. В те дни, когда он завер­шал напи­са­ние чет­вёр­того тома, немец­кие учё­ные Отто Ган и Фриц Штрасман совер­шают откры­тие деле­ния ядер урана под дей­ствием ней­тро­нов, дав­шее ключ к прак­ти­че­скому исполь­зо­ва­нию атом­ной энер­гии.

Науч­ный мир созна­вал, что путь к полу­че­нию атом­ной энер­гии тех­ни­че­ски тру­ден и что этот вопрос дол­жен нахо­диться в веде­нии госу­дар­ства. 12 июля 1940 года В.И. Вер­над­ский, А.Е. Фер­сман и В.Г. Хло­пин отправ­ляют обсто­я­тель­ное письмо на имя заме­сти­теля Пред­се­да­теля Сов­нар­кома СССР Н.А. Бул­га­нина, в кото­ром выска­зы­вают кон­крет­ные пред­ло­же­ния по реше­нию атом­ной про­блемы в СССР. В част­но­сти, в письме пред­ла­га­лось создать государ­ствен­ный фонд урана и пору­чить Ака­де­мии наук срочно при­сту­пить к раз­ра­ботке мето­дов раз­де­ле­ния изо­то­пов урана и уста­но­вок для этого.

Пре­зи­диум Ака­де­мии наук создаёт спе­ци­аль­ную Ура­но­вую комис­сию. А.Е. Фер­сман воз­глав­ляет в ней сырье­вую «ура­но­вую бри­гаду» (под таким назва­нием она фигу­ри­рует в архив­ных доку­мен­тах тех лет). Учи­ты­вая важ­ность про­блемы, дея­тель­ность Ура­но­вой комис­сии не пре­да­ётся глас­но­сти. Основ­ные задачи А.Е. Фер­смана — созда­ние базы ура­но­вого сырья, орга­ни­за­ция поис­ков новых место­рож­де­ний урана в стране.

Начи­на­ется Вели­кая Оте­че­ствен­ная война, и А.Е. Фер­сман создает и воз­глав­ляет комис­сию науч­ной помощи Совет­ской Армии при отде­ле­нии гео­лого-гео­гра­фи­че­ских наук АН СССР, рабо­тает экс­пер­том Гос­плана СССР по мине­раль­ному сырью. Работы по урану на время пре­ры­ва­ются. 28 сен­тября 1942 года выхо­дит сек­рет­ное поста­нов­ле­ние Государ­ствен­ного коми­тета обо­роны (ГКО) № 2352сс «Об орга­ни­за­ции работ по урану». В нем Ака­де­мии наук СССР пред­пи­сы­ва­лось «воз­об­но­вить работы по иссле­до­ва­нию осу­ще­стви­мо­сти исполь­зо­ва­ния атом­ной энер­гии путем рас­щеп­ле­ния ядра урана и пред­ста­вить к 1 апреля 1943 года доклад о воз­мож­но­сти созда­ния ура­но­вой бомбы или ура­но­вого топ­лива». А.Е. Фер­сману не суж­дено было при­нять уча­стие в этой тита­ни­че­ской работе. Но его имя зани­мает достой­ное место среди тех учё­ных, кото­рые сто­яли у самых исто­ков атом­ного про­екта.

Науч­ные заслуги А.Е. Фер­смана отме­чены Пре­мией им. В. И. Ленина (1929 г.), Ста­лин­ской пре­мией 1 сте­пени (1942 г.), пал­ла­ди­е­вой меда­лью им. Вол­ла­стона (1943 г.) Лон­дон­ского гео­ло­ги­че­ского обще­ства. В 1943 году он был награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени.

Алек­сандр Евге­нье­вич Фер­сман умер 20 мая 1945 года в Сочи. Похо­ро­нен в Москве на Ново­де­ви­чьем клад­бище.

В честь А.Е. Фер­смана названы мине­ралы фер­сма­нит (1929 г.) и фер­смит (1946 г.), кра­тер на обрат­ной сто­роне Луны и несколько улиц. В память А.Е. Фер­смана Рос­сий­ским гео­ло­ги­че­ским обще­ством учре­ждена «Медаль им. А.Е. Фер­смана за заслуги в гео­ло­гии».

Видео:Александр Еременко. Мае Гери. Способ применения удара «Тип» от лучшего каратиста планеты. Kyokushin.Скачать

Александр Еременко. Мае Гери. Способ применения удара «Тип» от лучшего каратиста планеты. Kyokushin.

Фонетический разбор «ферсман александр евгеньевич»

Видео:Финальный удар Карфагена. Вторая Пуническая война (31 часть)Скачать

Финальный удар Карфагена. Вторая Пуническая война (31 часть)

Фонетический разбор «ферсман»:

Видео:Александр Цфасман играет "Быстрое движение" A.TsfasmanСкачать

Александр Цфасман играет "Быстрое движение" A.Tsfasman

«Ферсман»

Видео:Александр ЦФАСМАН - «Быстрое движение»Скачать

Александр ЦФАСМАН - «Быстрое движение»

Характеристики звуков

Видео:Стейниц ЖЕРТВУЕТ ферзя в ДЕБЮТЕ! РОК на шахматной доске получает МАТ! Шахматы.Скачать

Стейниц ЖЕРТВУЕТ ферзя в ДЕБЮТЕ! РОК на шахматной доске получает МАТ! Шахматы.

Фонетический разбор «александр»:

Видео:Техника удара Сталева. Бильярд.Скачать

Техника удара Сталева. Бильярд.

«Александр»

Видео:11) Лекция. Карлсбадские схемы. Атака пешечного меньшинства. ( Ферзевый гамбит )Скачать

11) Лекция. Карлсбадские схемы.      Атака пешечного меньшинства. ( Ферзевый гамбит )

Характеристики звуков

Видео:Александр Вашурин 8 лет. Ромберг. Соната ми минор 2 и 3 частиСкачать

Александр Вашурин 8 лет. Ромберг. Соната ми минор 2 и 3 части

Фонетический разбор «евгеньевич»:

Видео:СЛЕДЫ ИМПЕРИИ - ПРОВОКАТОРЫ. КАК ИГРА В «ПРОВОКАЦИЮ» ПРИВЕЛА К СОБЫТИЯМ 1917 г.Скачать

СЛЕДЫ ИМПЕРИИ - ПРОВОКАТОРЫ. КАК ИГРА В «ПРОВОКАЦИЮ» ПРИВЕЛА К СОБЫТИЯМ 1917 г.

«Евгеньевич»

Видео:КАК ПРАВИЛЬНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЛОВУШЕК.Скачать

КАК ПРАВИЛЬНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЛОВУШЕК.

Характеристики звуков

Видео:Виктор Арсланов. Лекция 10 (часть 3-3): Возрождение и маньеризм в интерпретации «течения» 30-х гг.Скачать

Виктор Арсланов. Лекция 10 (часть 3-3): Возрождение и маньеризм в интерпретации «течения» 30-х гг.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «ферсман александр евгеньевич»

Фонетический разбор «ферсман александр евгеньевич»

Значение «ферсман александр евгеньевич»

Карточка «ферсман александр евгеньевич»

Видео:Александр АЛЕХИН. Игра по всей доске! Дебют ферзевых пешек. Система Цукерторта!Скачать

Александр АЛЕХИН. Игра по всей доске! Дебют ферзевых пешек. Система Цукерторта!

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Музыка для ударных (1987)Скачать

Музыка для ударных (1987)

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:10 часть "Непростых ударов Евгения Сталева"Скачать

10 часть "Непростых ударов Евгения Сталева"

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:«Срок годности русской литературы»: Александр Невзоров – Олег КашинСкачать

«Срок годности русской литературы»: Александр Невзоров – Олег Кашин

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Ничто не могло быть иначе. Спор о детерминизме. Эпизод 13 16+Скачать

Ничто не могло быть иначе. Спор о детерминизме. Эпизод 13 16+

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:3) Защита Пирца - Уфимцева. Матулович - Ботвинник.0-1 Мач века. Белград, 1970г. ШахматыСкачать

3) Защита Пирца - Уфимцева. Матулович - Ботвинник.0-1 Мач века. Белград, 1970г. Шахматы

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:Евгений Сталев: показательные удары.Скачать

Евгений Сталев: показательные удары.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Поделиться или сохранить к себе: