Алеко рахманинов куда ударение

Видео:С.Рахманинов. Опера "Алеко" по поэме А.С.Пушкина "Цыганы" (1986)Скачать

С.Рахманинов. Опера "Алеко" по поэме А.С.Пушкина "Цыганы" (1986)

‘АЛЕКО’

Расстановка ударений: ‘АЛЕ`КО’

«АЛЕКО» — опера С. В. Рахманинова, либр. В. И. Немировича-Данченко по поэме А. Пушкина «Цыганы», Пост. 27 апр. 1893, Большой т-р (Алеко — Корсов, Молодой цыган — Клементьев, Земфира — Дейша-Сиошщкая, Старый цыган — Власов, Старая цыганка — Шубина; дирижёр Альтани); 18 окт. 1893 пост. в Киеве силами артистов рус. оперы (Алеко — Бобров, Земфира — Эйген, Молодой цыган — Борисенко, Старый цыган — Левицкий, Старая цыганка — Томская; дирижёр Рахманинов). 27 мая 1899, Петербург. Таврический дворец — на юбилейном вечере, поев. 100-летию со дня рождения Пушкина (Алеко — Шаляпин, Земфира — Дейша-Сионицкая, Старик — Фрей, Молодой цыган — Ершов; хор и балет Мариинского т-ра); возобновлена в Москве 21 сент. 1903, Новый т-р (Алеко — Шаляпин, Молодой цыган — Барсуков, Земфира — Салина, Старик — Трезвинский, Старая цыганка — Шперлинг; дирижёр Фельдт, худ. К. Головин, балетм. Манохин).

На сов. сцене впервые пост. 10 апр. 1921, Петроград, Гос. академич. т-р комич. оперы (ныне Ленингр. Малый оперный т-р) (Алеко — Шаляпин; дирижёр Якобсон, пост. Оленина, худ. Ламбин). Пост. также в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку, 1959). Опера ставилась на ученич. спектаклях оперной студии Моск. консерватории (1929 и 1945), оперной студии Харьковской консерватории (1947), студии Латв. консерватории (1949). В самодеятельности: Московским клубом железнодорожников им. Кухмистерова (1927), кружком Пермского клуба железнодорожников (1935), коллективом клуба МВД (Ленинград, 1949) и др. Во мн. городах СССР ставилась в концертном исполнении.

Издания. — «А»., М., Гутхейль, [1892]; М., Музсектор, 1925; Музгиз, 1948; партитура, ред. И. Иордан и Г. Киркора, М.; Музгиз, 1953.

Лит.: С. В. Рахманинов и русская опера. Сборник статей под ред. И. Ф. Бэлза, М., 1947; Полякова Л., «Алеко» С. Рахманинова, М.- Л., 1949 (Путеводитель по Пушкинским операм).

  1. Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.

Видео:С.В. Рахманинов. Интродукция к опере "Алеко". Дирижирует Коктыш Стефания "МГМК им. Глинки".Скачать

С.В. Рахманинов. Интродукция к опере "Алеко". Дирижирует Коктыш Стефания "МГМК им. Глинки".

Алеко рахманинов куда ударение

С. Рахманинов опера «Алеко»

Алеко рахманинов куда ударение

Чуть более 20 дней работы над оперой, 19 лет ее автору… Кто бы мог подумать, что дипломная работа юного выпускника консерватории будет исполняться на протяжении как минимум нескольких столетий? Но юношу звали Сергеем Васильевичем Рахманиновым , либреттистом дебютанта выступил В.И. Немирович-Данченко, а в основе сюжета лежали вечные пушкинские строки. Благодаря этим именам «Алеко» уже с премьеры вошел в историю мировой оперы на равных с творениями признанных мастеров.

Краткое содержание оперы Рахманинова «Алеко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Алекобаритонрусский, живущий в цыганском табореЗемфирасопраноцыганка, жена АлекоМолодой цыгантенорлюбовник ЗемфирыСтарикбасотец Земфиры

Краткое содержание

Алеко рахманинов куда ударение

Два года назад Алеко пришел в цыганский табор за Земфирой, которую любил. До недавнего времени это чувство было взаимным, но она увлеклась Молодым цыганом. В один из вечеров Старик рассказывает Алеко о том, что его с маленькой дочерью на руках бросила жена, убежав с любовником. Алеко удивлен, что Старик не отомстил за измену. Ночью Земфира уходит на встречу с Молодым цыганом. Утром вернувшуюся пару встречает Алеко, он пытается воззвать к чувствам возлюбленной, но в ней они давно остыли. В порыве ярости ревнивец убивает их обоих. Цыгане изгоняют его из табора.

Продолжительность спектакля
I Акт
55 мин.

Алеко рахманинов куда ударение Алеко рахманинов куда ударение

Алеко рахманинов куда ударение Алеко рахманинов куда ударение

Интересные факты

  • Рахманинов был не единственным композитором, кто в тот год писал дипломную работу на это либретто – аналогичные оперы создали его однокурсники, Н.С. Морозов и Л.Э. Конюс.
  • Пушкинские «Цыгане» использовались в качестве сюжета оперного либретто и до Рахманинова. В 1850 году появилась опера В.Н Кашперова, в 80-е – работа Г.А. Лишина. Через 20 лет после Рахманинова оперу «Цыгане» написал один из главных представителей веризма Р. Леонкавалло. Всего на этот сюжет было создано 14 опер и 2 балета, не считая многочисленных романсов и оркестровой сюиты.
  • В октябре 1893 года Рахманинова пригласили продирижировать постановкой «Алеко» в Киеве. Публика хорошо приняла спектакль, несмотря даже на то, что на первом из них исполнители партий Земфиры и Молодого цыгана в дуэте забыли слова.
  • «Алеко» — 14 по популярности русская опера. Каждый сезон она исполняется примерно 80 раз, опережая по числу исполнений « Снегурочку » Римского-Корсакова, « Мазепу » Чайковского и « Руслана и Людмилу» Глинки.
  • Либретто Немировича-Данченко неоднократно критиковалось за изменение и упрощение идей пушкинской поэмы, излишнюю мелодраматизацию философии поэта.
  • Партия Алеко была одной из лучших в репертуаре Ф.И. Шаляпина.

Алеко рахманинов куда ударение

  • Каватину Алеко называют последней великой арией в истории русской оперы. Она является центром оперы и позднее композитор, готовя ее очередное нотное издание, обратился к своему другу, М.А. Слонову, с просьбой расширить центральную часть арии. Это было единственное дополнение, сделанное автором в опере.
  • Когда Рахманинов готовил оперу к премьере, к нему подошел Чайковский и предложил, чтобы в будущем сезоне «Алеко» дали в один вечер с «Иолантой». Юного композитора настолько обескуражила такая высокая честь, что он даже не смог вымолвить ни слова.
  • На произведения А.С. Пушкина написано несколько камерных опер: «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Пир во время чумы» Ц.А. Кюи, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова. «Алеко» С.В. Рахманинова является самой популярной из них.
  • С Пушкиным и Чайковским связаны и две другие оперы Рахманинова: «Скупой рыцарь» в качестве текста использует пушкинскую поэму, а «Франческа да Римини» написана по либретто М.П. Чайковского, брата композитора. Пушкинские стихи также легли в основу многих романсов Рахманинова, известны его музыкальные наброски к «Борису Годунову» и «Полтаве», а сам он всегда считал себя учеником и последователем Чайковского.
  • Сергей Васильевич признавался, что именно успех первой оперы побудил его к продолжению композиторской деятельности.
  • На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный издатель К. А. Гутхейль, который немедленно заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение, однако полная партитура им так и не была издана. Ее первая публикация состоялась только в 1953 году.
  • В 2015 году бельгийский театр Ла Монне представил в один вечер все три оперы композитора в проекте «Рахманинов. Тройка».

Лучшие номера оперы

История создания и постановок

Алеко рахманинов куда ударение

История этой оперы начинается с либретто, которое написал В.И. Немирович-Данченко под впечатлением новинки прошлого московского театрального сезона – « Сельской чести » П. Масканьи. С.В. Рахманинов , получив либретто в качестве задания к выпускному экзамену, увлекся этим сюжетом. Однако его вдохновение черпало свои силы не в творчестве модных веристов, а в русской оперной традиции, на которую опирались Глинка, Мусоргский , Чайковский. В частности, ближайшим примером была опера « Пиковая дама », впервые исполненная полутора годами ранее. Несмотря на весьма сжатый срок, отпущенный учебным заведением на написание дипломного произведения – 1 месяц, работа над «Алеко» завершилась еще раньше, менее чем за 25 дней. Рахманинов безоговорочно удостоился большой золотой медали консерватории.

П.И. Чайковский , называя Рахманинова своим «внуком в музыке», был очарован его первой работой. Мэтр всячески помогал юному композитору в процессе подготовки оперы к постановке, премьера которой в Большом театре состоялась 27 апреля 1893 года. Работу композитора-дебютанта ждал невероятный успех у публики. Разумеется, впечатление на собравшихся в театре произвел и горячий прием, оказанный опере Чайковским, который аплодировал стоя, «высунувшись из ложи».

Петр Ильич договорился с дирекцией Большого театра о включении «Алеко» в постоянный репертуар. С декабря 1893 года оперу планировалось давать в один вечер с его « Иолантой ». К несчастью, 25 октября Чайковский скоропостижно скончался, и «Алеко» вновь прозвучал в Большом только через 12 лет — 2 февраля 1905 года, под управлением самого автора.

Алеко рахманинов куда ударение

Легендарной стала постановка к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Она состоялась в театральном зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге 27 мая 1899 года. В ней принимали участие Ф.И. Шаляпин, М. Дейши-Сионицкая, И. Ершов. Рахманинов присутствовал на спектакле и остался им доволен, а вот критика неоднозначно приняла решение Шаляпина выйти в роли Алеко загримированным под Пушкина.

В Москве оперу возобновили в 1903 году. В 1926 году в своем театре поставил «Алеко» и один из ее авторов, В.И. Немирович-Данченко.

Музыка «Алеко» в кинофильмах

Алеко рахманинов куда ударение

«Ленфильм» создал две экранизации «Алеко». В 1953 году вышел фильм С. Сиделёва, главные роли в котором исполнили А. Огнивцев (Алеко), М. Рейзен (Старик), И. Зубковская (Земфира). В фильме В. Окунцова 1986 года снимались Е. Нестеренко (Алеко), Н. Волшанинова, поет С. Волкова (Земфира), В. Головин, поет В. Маторин (Старик).

Музыка из оперы редко становится частью саундтреков кинофильмов, единственным можно назвать «Повесть о любви и тьме» 2015 года.

В 1937 году, когда мир отмечал столетие со дня смерти Пушкина, Шаляпин предложил Рахманинову написать первый акт – пролог для «Алеко», в котором раскрывалась бы судьба героя до начала оперы. Композитор идею отверг – прошло 45 лет, и в возвращении к своей юношеской работе он не видел ни смысла, ни интереса. Он понимал, что этот шаг обернулся бы противостоянием между 64-летним опытным мастером и вдохновенным 19-летним юношей, причем обоими был он сам. «Алеко» остался шедевром начинающего гения, брызжущим искрами молодого таланта и творческой энергии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Рахманинов «Алеко»

Видео:АЛЕКО, С.В. Рахманинов / ALEKO, S. V. RachmaninoffСкачать

АЛЕКО, С.В. Рахманинов / ALEKO, S. V. Rachmaninoff

С . Рахманинов Алеко サ

Именно эта опера , которая является дипломной работой Рахманинова , ознаменовала первый успех молодого композитора . В ней уже тогда впервые сконцентрировали многие важные особенности его индивидуального стиля . Она занимает одно из центральных мест в творчестве раннего периода (90 гг .)
Премьера состоялась 27 апреля 1893 года , в то время как самому композитору было лишь двадцать лет .
Незадолго до премьеры Рахманинов писал : ォ . опера провалится , наверное . Говорю это вполне чистосердечно , в порядке вещей . Все первые оперы молодых композиторов проваливались . サ
Однако даже Чайковский отнесся к ォ Алеко サ с искренним одобрением .

Счастливой находкой оказалось для композитора Рахманинова само либретто оперы , потому что главный герой да и вся сущность лирико — психологического конфликта были композитору очень близки .

Алеко у Пушкина . Алеко в либретто Немировича Данченко . Поэма ォ Цыганы サ была последней из южных поэм Пушкина . Пушкин не любуется своим героем : поэт развенчивает его , вместе с ним и вообще тип романтического героя . Но в то же время Алеко у Пушкина при всем его бунтарстве несет на себе печать воспитавшего его общества , оказывается рабом того жизненного уклада , от которого он бежит . Убийство Земфиры и молодого цыгана изобличает его , жителя города , как носителя эгоистической морали . Это и обрекает его на одиночество . Алеко эмоционален , импульсивен , поддающийся состоянию аффекта , и чувствам горячий и порывистый . Читая либретто ォ Алеко サ Немировича — Данченко убеждаемся , что писателю Алеко близок . Потому что либреттиста привлекла не экзотика пушкинской поэмы , не стихийно романтический пафос . Он увидел в образе Алеко смятение , неудовлетворенность , тщетные порывы к счастью этим герой и оказался близок современному поколению .

Опера состоит из 13 ти номеров .

Номер 1 — Оркестровая интродукция передает обощенно лирико — драматический конфликт в ォ Алеко サ . Она построена на темах , которые имеют лейтмотивное значение в опере : тема Алеко , цыган , Земфиры ( можно считать также темой любви ). Развивается только тема Алеко , она же определяет характер всей интродукции . Другие темы обрамляют интродукцию . Эта же интонация Алеко начнет и его каватину (10). А из темы Земфиры затем вырастет её песня ォ Старый муж サ .
Номер 2 — Спокойный умиротворенный хор циган рисует мирную жизнь табора .
Номер 3 — Рассказ Старика предвосхищает дальшейние события .
В 4 м номере бурно проявляются чувства Алеко , который помышляет о мести .
Номера 5, 6 — Пляски циган вносят небольшую разрядку , что сдерживает развитие событий . Музыка плясок хорошо впетена в общий лирико — драматический тон оперы . Тема мужской пляски это единственная в опере цитата . Это цыганская песня ォ Перстенек サ , хотя если этого не знать , то вполне можно принять её за мелодию самого Рахманинова . Потому что она ритмически упруга , эмоционально сдержана .
Пляски отличаются от большинства номеров оперы большей красочностью оркестровки . (divisi струнных , флейта пикколо , треугольник , барабан ( которые до этого в опере ォ молчали サ ).
Номер 7 это прозрачный изящный хор ォ Огни погашены サ . Камерный по стилю он звучит очень картинно . Романтизированная картина ночного табора . Прозрачно звучание хоровых групп женской и мужской без поддержки оркестра , который вступает только в перерывах между хоровыми фразами .
Номер 8 дирическое дуэттино Земфиры и Молодого цыгана . Очень близко романсам Рахманинова как раз ранних лет ( ォ В молчаньи ночи тайной サ , ォ Я был у ней サ ). Фактура скорее близка ф — нным сопровождениям романсов , чем оркестровому аккомпанементу ).
Эти два номера несколько оттеняют одну из драматических кульминаций оперы сцену у люльки ( номер 9) . Здесь сталкиваются открыто конфликтные силы оперы страдающий и любящий Алеко с вольнолюбивой Земфирой , которой муж ォ опостылел サ .
Номер 10 Каватина Алеко это пожалуй лирическая вершина оперы . Мучительное душевное смятение героя ощутимо в первых фразах каватины .
Именно в мелодии каватины проявились с наибольшей силой самые лучшие черты образа главного героя : глубина чувств , боль , порыв к счастью . Мелодике присуща широта дыхания , песенность , интенсивное развитие , пластичность .
Форма каватины состоит из 2 х разделов : второй раздел как раз основной это трехчастная форма с кодой .
Основной смысл каватины это воспоминания о счастливой поре любви , тоска по утраченному счастью .
Номер 11 пасторальное интермеццо . Оно предшествует заключительной сцене оперы . Снова картина природы , но с тривожно — настороженным ожиданием . Как и всякий Рахманиновский пейзаж музыка полна психологического содержания .

Номер 12 романс молодого цигана , воспевающий вольную любовь , подготавливает финал . Идет под аккомпанемент одной лишь арфы . Радостное упоние жизнью , выраженное здесь является очень сильным контрастом к последующией сцене .
Номер 13 финал , трагическая развязка оперы . Самый крупный по масштабам эпизод оперы . Включает в себя несколько элементов оперного действия дуэт , терцет , монологи и хор . По отношению к опере в целом финал играет роли некой репризы , потому что здесь повторяется музыка из интродукции ( тема Алеко , циганская тема ), также слышна тональность ре минор , которая была в начале оперы . Наконец репризное значение придает и звучание хора , а опера открывалась хоровыми сценами .
Финал делится на две части : ДО появления хора и С появлением хора . Кроме того есть оркестровые обрамление этих частей ( в конце с оркестром звучат и сольные реплики Алеко ).
В начальном оркестровом вступлении к финалу якобы продолжается музыка из интермеццо , что только — только звучала . Затем следует небольшой дуэт Земфиры и Цыгана в форме периода из двух сходных предложений ( фа мажор !), очень близок по стилю к романсам Рахманинова .
Появление Алеко , следующий раздел финала , как и в предыдущих сценах , отмечено звучанием его лейт — мотива ( ре минор !). Дуэт переходит в терцет драматическое столкновение героев ( рондообразная форма , как рефрен лейтмотив Алеко , эпизоды обращение Алеко к Земфире ォ Земфира ! Вспомни , милый друг サ , а второй это лирическое соло Земфиры обращенное к цыгану ォ О милый мой ! Прости меня サ , третье появление рефрена кульминация оперы . )
Вся вторая , хоровая часть финала служит по смыслу эпилогом . В широком смысле она также рондообразна ( рефрен это хор ). Траурное шествие заключение .
Появление в самом конце темы — заставки из интродукции обрамляет оперу , возвращая слушателя к началу и тем самым подчеркивая вечность , неизменость течения жизни .

— ォ Алеко サ — наиболее классическая , традиционная опера Рахманинова , нес смотря на свою одноактную форму .
— Драматургия основана на переплетении главной лирико — психологической линии с жанрово — бытовыми , пейзажными моментами , использованием традиционных оперных форм ( сольные , ансамблевые номера , хоры , речитативы , оркестровые эпизоды ).
— стремительное развитие к кульминации , сочитающееся с яркими театральными контрастами ;
— сцены , полные драматической напряженности , чередуются с безмятежными , спокойными эпизодами .

5. Тональные связи в опере .

— пять из 13 ти номеров написаны в ре миноре ! ( интродукция (1), рассказ Старика (3), хор ォ Огни погашены サ (7), интермеццо (11) и финал (13). ( то есть начало и конец в ре миноре для Рахманинова это трагедийная тональность потому что ォ Элегическое трио サ , концерт ?3 для ф — но с оркестром , пролог и эпилог ォ Франчески サ )
— остальные номера с бемольными тональностями (B-dur, F-dur, g-moll, as-moll).
— только один номер в диезной тональности : это ?8 дуэттино D-dur, и то одноименная основной тональности оперы .
— в песне Земфиры ля минор .

🔍 Видео

Алеко Опера РахманиноваСкачать

Алеко  Опера Рахманинова

"АЛЕКО" С. Рахманинова, Интродукция.Скачать

"АЛЕКО" С. Рахманинова, Интродукция.

Evgeny Svetlanov conducts Rachmaninoff Aleko - video 1989Скачать

Evgeny Svetlanov conducts Rachmaninoff Aleko - video 1989

«Алеко», сцена у люльки — Вероника Джиоева / Veronika Dzhioeva и Алексей ТихомировСкачать

«Алеко», сцена у люльки —  Вероника Джиоева / Veronika Dzhioeva и Алексей Тихомиров

Дмитрий Хворостовский - Каватина АлекоСкачать

Дмитрий Хворостовский - Каватина Алеко

Алеко. Лентелефильм, 1986 г.Скачать

Алеко. Лентелефильм, 1986 г.

С.В.Рахманинов. Опера "Алеко". Московская государственная консерватория им.П,И.ЧайковскогоСкачать

С.В.Рахманинов. Опера "Алеко". Московская государственная консерватория им.П,И.Чайковского

Рахманинов.Рассказ Старика из оперы "Алеко"Скачать

Рахманинов.Рассказ Старика из оперы "Алеко"

Rachmaninoff - "Aleko", Duet & Сavatina. RNO, Pletnev, Dhziioeva & LeiferkusСкачать

Rachmaninoff - "Aleko", Duet & Сavatina. RNO, Pletnev, Dhziioeva & Leiferkus

РАХМАНИНОВ - АЛЕКО | ДИРИЖЕР - ЮРИЙ МЕДЯНИК | ТЮМЕНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТРСкачать

РАХМАНИНОВ - АЛЕКО | ДИРИЖЕР - ЮРИЙ МЕДЯНИК | ТЮМЕНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Рахманинов "Рассказ старика" из оперы АлекоСкачать

Рахманинов "Рассказ старика" из оперы Алеко

Сергей Рахманинов. "Алеко" / Sergei Rachmaninoff: "Aleko"Скачать

Сергей Рахманинов. "Алеко" / Sergei Rachmaninoff: "Aleko"

С.В. Рахманинов. Опера "Алеко"Скачать

С.В. Рахманинов. Опера "Алеко"

Алеко, опера С.В.Рахманинова. Огни погашены.Скачать

Алеко, опера С.В.Рахманинова. Огни погашены.

С. Рахманинов «Алеко» «Пляска мужчин»Скачать

С. Рахманинов «Алеко» «Пляска мужчин»

🎶Опера «Алеко». 👨‍🎤Сергей Рахманинов, по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». 🎼 Первое отделение.Скачать

🎶Опера «Алеко». 👨‍🎤Сергей Рахманинов, по поэме А.С.Пушкина «Цыганы». 🎼 Первое отделение.

С. Рахманинов «Алеко» ФиналСкачать

С. Рахманинов «Алеко» Финал
Поделиться или сохранить к себе: