- Выделите в данных словосочетаниях основной и зависимый составляющие, укажите их форму.
- Урок русского языка по теме «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»
- Главное и зависимое слово в словосочетании (примеры)
- Как строится словосочетание?
- Что такое главное и зависимое слово?
- Виды подчинительной связи в словосочетании
- Словосочетания со связью согласования
- Словосочетания со связью управления
- Словосочетания со связью примыкания
- Главное слово и тип словосочетания
- Видеоурок
- 💡 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Выделите в данных словосочетаниях основной и зависимый составляющие, укажите их форму.
Выделите в данных словосочетаниях основной и зависимый компоненты, укажите их форму. Обусловьте вид грамматической связи — согласование, управление, примыкание. 1-ый лист, пожимать плечами, по-летнему тепло, видеть из окна, скучать в одиночестве, твое колечко, перепрыгнуть через ручей, идти втемную, наедине с ином, буянящее море.
- Данил Гунтарик
- Русский язык 2019-10-15 13:24:16 19 1
В данных словосочетаниях выделю жирным шрифтом основной компонент, неподчеркнутый компонент — зависимый от основного. В скобках к каждому словосочетанию укажу вид грамматической связи.
1-ый лист (СОГЛАСОВАНИЕ), пожимать плечами (УПРАВЛЕНИЕ), по-летнему тепло (ПРИМЫКАНИЕ), видеть из окна (УПРАВЛЕНИЕ), скучать в одиночестве (ПРИМЫКАНИЕ), твое колечко (СОГЛАСОВАНИЕ), перепрыгнуть через ручей (УПРАВЛЕНИЕ), идти втемную (ПРИМЫКАНИЕ), наедине с ином (УПРАВЛЕНИЕ), буянящее море (СОГЛАСОВАНИЕ).
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок русского языка по теме «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 51-52. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание
систематизировать знания обучающихся об основных единицах синтаксиса: предложении и словосочетании.
создать условия для формирования у обучающихся навыков выделения словосочетаний в предложении, определения видов и связей слов в словосочетаниях,
закрепить правописные навыки узнавания, анализа основной единицы синтаксиса — словосочетания;
развивать умение видеть и находить словосочетания в предложении, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого обучающегося навыки самообучения и самоконтроля;
обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку, взыскательного отношения к собственной речи и речи окружающих;
обобщение, систематизация знаний и умений.
Метод ведения урока :
рабочие тетради, учебник Е.С.Антоновй «Русский язык», сборник упражнений по русскому языку Т.М.Воинтелеевой, толковый словарь.
І. Организационный момент
1.1. Проверка готовности обучающихся к уроку.
1.2. Сообщение темы урока, формулирование цели урока.
ІІ. Актуализация знаний студентов
2.1. Проверка домашнего задания
1. В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие только форму единственного числа:
а) город, трамвай, детвора ;
в) трава, лапта , гора.
2. В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие форму только множественного числа:
а) сады, бусы , моря;
б) книги, поезда, жмурки ;
в) хлопоты , автомобили, улицы.
3. В каждом ряду слов выделите третье лишнее:
а) краска , тюль, конферансье;
б) вуаль, туфля, дитя ;
в) кенгуру, пальто, воробей .
4. Выделите в каждом ряду разносклоняемые существительные:
а) племя, дружба, семя, врач;
б) кресло, ночь, время, здание;
в) путь, борьба, путешествие, знамя .
5. Выделите в каждом ряду словосочетаний словосочетания с качественными прилагательными:
а) кирпичное здание, безобразный поступок , самый умный ученик ;
б) лисий хвост, важнее всего , оконная рама;
в) уличный пёс, важный разговор , гусиный пух.
6. Какими членами предложения являются прилагательные?
Укажите номер правильного ответа для каждого предложения.
а) Сквозь это золото летели над Свирью журавлиные стаи.
б) Погода была безветренна .
в) Конвойный вложил в ножны шашку.
7. Обведите словосочетание, в котором качественное прилагательное употреблено в значении относительного:
а) глухой человек ;
в) глухой согласный.
8. Выделите прилагательное, которому свойственны степени сравнения и краткая форма:
а) соломенная крыша;
9. Обведите прилагательное, в котором -ий является суффиксом:
10. Обведите неправильный ответ. Имя числительное обозначает:
а) количество предметов;
б) порядок предметов при счёте;
в) признак предмета .
11. Укажите в каждом ряду третье лишнее слово:
а) играть, идти, строить ;
б) смотреть, гнать, слушать ;
в) плыть, стирать, бежать .
12. Определяя вид глагольных форм, укажите третье лишнее слово в каждом ряду:
а) любящий, читая, сказать;
б) бурлящий, развернуть, пробежав;
в) думающий, говоря, пройти.
13. Обведите в каждом ряду безличные глаголы:
а) работает, морозит, вечереет ;
б) знобит , дышит, вертит;
в) рассматривает, мечтается , нежится.
14. Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме инфинитива и пишется с -ться:
а) Со всеми буду я смеят(?)ся, а плакать не хочу ни с кем;
б) Кто весел, тот смеёт(?)ся;
в) Вспомнит он рассказ друга и засмеёт(?)ся.
15. В каком ряду слова называют состояние предметов:
а) больно, грустно, весело;
б) болеть, грустить, веселить;
в) полна, круглы, печален?
16. Обведите в каждом ряду слова, которые изменяются по родам, числам и падежам:
а) яблоня, кафе, интересно, красивый ;
б) три, идёт, бунтующий , мой ;
в) кто, смеясь, сливы , волшебный .
17. Обведите в каждом ряду неизменяемые слова:
а) левый, метро , рассмотрев ;
б) вверх , грядущий, справа ;
в) хаки , улыбнётся, шимпанзе .
18. Выделите в каждом ряду третье лишнее слово:
а) смаз..ик, стеколь..ик , груз..ик;
б) кресл..це, пальт..цо , плать..це;
в) сыноч..к, ключ..к , пенеч..к;
г) грош..вый, песц..вый, ситц..вый .
19. Обведите в каждом ряду слова, в которых не пишется слитно:
а) (не)ходитъ, (не)правда , отнюдь (не)красивый;
б) (не)зачем , (не)ряха , (не)выучив;
в) (не)сносный , (не)читает, (не)далеко.
20. Выделите в каждом ряду слова, в которых пишется -нн-:
а) карма..ый, весе..ий , кожа..ый;
б) ветре..ый, встрече..ый , серебря..ый;
в) преднамере..о , интерес..о, време..о ;
г) рассмотре..ый , встревоже..ый , прочита..а.
21. Обведите в каждом ряду слова, которые пишутся через дефис:
а) кто(либо), когда(нибудь) , (кое)(у)кого;
б) (по)детски, (во)вторых , (по)меньше;
в) крест(накрест) , точь(в)точь , (на)совесть.
22. Выделите в каждом ряду служебные части речи:
а) в течени.. лета, в течени.. реки, в течени.. урока;
б) (в)следстви.. дождя, (в)следстви.. болезни , участвовать (в)следстви..;
в) иметь (в)виду, (в)виде исключения, (в)виду заморозков.
2.3. Актуализация опорных знаний
Синтаксис — это раздел русского языка, в котором представлены правила грамматического оформления словосочетания и предложения (синтаксических единиц).
Выделяют два основных типа связи компонентов в синтаксических единицах – сочинение и подчинение.
Сочинительная связь соединяет равноправные компоненты (например, части сложного предложения могут быть независимыми друг от друга — такие предложения называются сложносочинёнными и бессоюзными сложными).
Подчинительная связь соединяет неравноправные компоненты – главный и зависимый, от главного к зависимому можно задать вопрос.
Словосочетание — это наименьшая единица синтаксиса, которая представляет собой соединение по смыслу и грамматически двух или более знаменательных слов, называющих явления объективной действительности, связанных подчинительной связью:
уважать (что?) законы, учиться (как?) усердно, попытка (какая?)первая и др.
Словосочетания выделяются в составе предложения; как самостоятельная единица языка они в речи не употребляются.
Словосочетания бывают свободными и несвободными . Например: читать книгу, читать медленно, читать с другом; городские улицы, строящийся дом, необыкновенный оркестр и т.п.
Словосочетания, в которых слова могут соединяться свободно, называются свободными. Каждое слово в свободном словосочетании является отдельным членом предложения.
Словосочетания могут быть и несвободными, т.е. цельными. В предложении такие словосочетания выступают как один член предложения.
К цельным словосочетаниям относятся следующие синтаксически и семантически неделимые словосочетания:
словосочетания с главным словом числительным: двое друзей, пять часов, несколько человек (к этой группе относятся словосочетания со словами большинство, меньшинство, часть и т.п.: большинство студентов, часть книг);
словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом из со значением избирательности: каждый из нас, трое из ребят, любой из присутствующих;
словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом с, имеющим общее значение совместности: отец с матерью, мы с тобой, брат с сестрой.
Не являются словосочетаниями:
подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения: Город спит; Лёд тронулся; Леса таинственны;
однородные члены предложения: мороз и солнце, близкий и далёкий, идёт и рассказывает;
словоформа с предлогом: вдоль дороги, на озере, в течение дня, напротив дома.
фразеологические словосочетания — устойчивые сочетания слов, употребляемые в переносном значении: бить баклуши, белая ворона, закадычный друг .
1) согласование — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже, т.е. согласуется с ним: интересная книга, интересной книги, интересные книги и т.д.
Согласуются с главным словом (существительным) прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения-прилагательные: добрый человек, прочитанное произведение, третьего урока, к бушующему океану и т.д.
2) управление — это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой падежной формы: играть во что? в мяч, играть с кем? с братом, играть где? на улице.
При управлении в роли главного слова чаще всего выступает глагол, реже — слово другой части речи: любовь к детям, любимый всеми, уважение к старшим, чтение книги. Зависимым словом является имя существительное или другое слово с предметным значением: посоветовать другу, говорить о тебе.
При изменении формы господствующего слова падежная форма зависимого слова не изменяется: работать на заводе, работал на заводе, работая на заводе и т.д.
Управление может быть предложным: дорога к станции, находиться на работе, подойти к дому — и беспредложным: желать счастья, любить поэзию, сбор урожая.
3) примыкание — это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово является неизменяемым (инфинитив, деепричастие, наречие, сравнительная степень прилагательного).
Средствами связи зависимого слова с главным являются порядок слов и интонация. Главным словом при примыкании обычно бывает глагол, реже — другие части речи: разговаривать громко, приказ наступать, смотреть молча, ехать шагом, мечтать учиться, идти посвистывая, в два раза больше.
1) именные — с главным словом, выраженным именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями: морской прибой, алая заря, необычайное происшествие; очень обидчивый, по-детски наивный, слишком болтливый, красный от смущения;
глагольные — с главным словом — глаголом, причастием или деепричастием: учить стихи, решающий задачу, любуясь картиной;
наречные — с главным словом — наречием: близко от дома, слишком долго, незаметно для себя.
Синтаксический разбор словосочетания
выделяем словосочетание из предложения (рассматривая сначала главные члены: группу подлежащего и группу сказуемого, потом — второстепенные члены);
указываем состав словосочетания:
а) простое или сложное;
б) способы выражения главного и зависимого слов;
указываем грамматическое (смысловое) значение словосочетания и определяем способ его выражения
(окончание, предлог и окончание, смысловая связь);
определяем тип синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.
Образец: Под ногами шуршит опавший лист (Г.Федосеев).
Словосочетания: опавший лист, под ногами шуршит,
Под ногами шуршит — простое глагольное словосочетание, состоит из двух знаменательных слов. Главное слово выражено глаголом шуршит, зависимое — существительным с предлогом в форме Т. п. под ногами. Грамматическое (смысловое) значение — обстоятельственное. Тип связи — предложное управление. Грамматическая связь выражена с помощью пространственного предлога под и окончания зависимого слова -ами.
Опавший лист — простое именное словосочетание, состоит из двух знаменательных слов. Главное слово выражено существительным лист, зависимое — действительным причастием. Грамматическое значение — определительное. Тип связи — согласование. Грамматическая связь выражена с помощью окончания зависимого слова -ий.
III . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений студентов
Упражнение 327. Определите вид данных словосочетаний. Раскрывая скобки, запишите их в три колонки, распределяя по видам: 1) именные, 2) глагольные, 3) наречные. Составьте схемы.
Идти быстро, родные просторы, слишком быстро, просторы родины, неуклюжий медвежонок, (по)весеннему небу, (по)осеннему пасмурный, глаза навыкате, разглядывая внимательно, безупречно чисто, читать лежа, работающий допоздна, опадающие листья, быстрый шаг, рано утром, очень громко, (по)моему совету, сделать (по)моему.
Упражнение 330. Составьте словосочетания, поставив зависимое слово в нужном падеже. Какой вопрос вы можете поставить от главного слова к зависимому?
Победить благодаря (упорство), работать согласно (план), отказаться вопреки (желание), отказаться вследствие (нездоровье), поступить наперекор (обычай), предостеречь (друг), предупредить (опасность), отчитываться (затраты), отчет (работа), вера (справедливость), уверенность (победа).
Упражнение 331. Найдите и исправьте ошибки в построении следующих словосочетаний. Исправленные словосочетания запишите, составьте с ними предложения.
Оплатить за проезд, уверенность в победу, прогноз о погоде, способствовать к успеху, заниматься с ремонтом, поделиться о воспоминания, описать о природе, доказывать о целеустремленности юноши, касаться к этой теме, смотреть вслед поезда, радоваться приездом друга, был удивлен этому поступку.
Упражнение 333. Составьте словосочетания, соблюдая нормы управления. Укажите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж зависимого слова.
Образец: верить, уверенность – верить (во что?) в победу, уверенность (в чем?) в победе.
Отчитываться, отчет; игнорировать, пренебрегать; запретить, препятствовать; характеристика, жалоба; беспокоиться, тревожиться; рецензия, отзыв.
IV . РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ».
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пять ПИХТ
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Главное и зависимое слово в словосочетании (примеры)
Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Узнаем, что такое главное и зависимое слово, какие виды подчинительной связи существуют между ними. Приведем примеры словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Видео:Персональные данные (ФЗ-152 от 27.07.2006 , ФЗ-126 от 07.07.03, Приказ Роскомнадзора N18 от 24.02.21Скачать
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
- солнце — яркое солнце;
- красивый — очень красивый;
- плавать — плавать в реке.
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
В этом предложении не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
ОпределениеСлово, от которого задается вопрос к другому слову, является главным в словосочетании.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
ОпределениеЗависимое слово поясняет главное слово и связано с ним подчинительной связью.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Видео:Тема 7. Виды подчинительной связи слов в словосочетании. Грамматическая нормаСкачать
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
ОпределениеСогласование — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматическую форму главного слова в словосочетании.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Примерысинее небо, синему небу, синим небом и пр.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Дополнительный материалСм. больше примеров словосочетаний с подчинительной связью согласования.
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
ОпределениеУправление — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму определённого падежа.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
- чита ю стих и ;
- чита ешь стих и ;
- чита ет стих и .
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
- глагол + существительное (сшить платье);
- существительное + существительное (крыльцо дома);
- числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
- деепричастие + существительное (открыв дверь).
Дополнительный материалСм. больше примеров словосочетаний со связью управления.
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
ОпределениеПримыкание — это вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному с помощью интонации по смыслу.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Дополнительный материалСм. больше примеров словосочетаний со связью примыкания.
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Видео:Схема предложенияСкачать
Видеоурок
💡 Видео
003. Алгоритмы анализа потоков данных - Максим БабенкоСкачать
Понятие словосочетанияСкачать
"Правописание безударных падежных окончаний", Русский язык 4 класс, Школа РоссииСкачать
152-ФЗ и как его СОБЛЮДАТЬ. Часть 1Скачать
Множественное число. Существительные || Число: единственное и множественноеСкачать
ЗАНЯТИЕ 57. СКД: Универсальный отчет (часть 2) — выбор схемыСкачать
Конвертация данных 2.1. Урок 15. Перенос значений отдельных реквизитов объектовСкачать
Как научиться анализировать текст и выбирать главную мысльСкачать
Ответственность за разглашение персональных данныхСкачать
Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать
Конвертация данных 2.1. Урок 29. Выгрузка данных через произвольный запросСкачать
1C:Лекторий 12.9.23 Практика применения 152-ФЗ "О персональных данных" с учетом изменений 2023 годаСкачать