5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Глагольное словосочетание — это.. (70 примеров)

Глагольные сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют гла­гол или его фор­мы, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью с зави­си­мым сло­вом.

Приведем при­ме­ры гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ний.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Понятие о словосочетании

В сло­во­со­че­та­ние объ­еди­ня­ют­ся два сло­ва, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Главное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым, тре­бу­ет от него опре­де­лен­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы или соеди­ня­ет­ся с ним по смыс­лу:

  • писать (что?) пись­мо (сущ. в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа);
  • вос­хи­щать­ся (чем?) музы­кой (сущ. в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа);
  • гото­вый (к чему?) к выступ­ле­нию (сущ. в фор­ме датель­но­го паде­жа).

Такая нерав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду сло­ва­ми назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной.

Словосочетание — это син­так­си­че­ская еди­ни­ца, состо­я­щая из двух слов, соеди­нен­ных под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое глагольное словосочетание?

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ная лек­се­ма, раз­ли­ча­ют три типа сло­во­со­че­та­ний:

Стержневым сло­вом в гла­голь­ном сло­во­со­че­та­нии явля­ет­ся гла­гол в раз­лич­ных фор­мах, дее­при­ча­стие или при­ча­стие.

Глагольные сло­во­со­че­та­ния — это син­так­си­че­ские еди­ни­цы, состо­я­щие из гла­го­ла, при­ча­стия или дее­при­ча­стия, кото­рые соеди­не­ны с дру­гим сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Глагол может пред­опре­де­лять выбор фор­мы зави­си­мо­го сло­ва, тре­бо­вать опре­де­лен­но­го кос­вен­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, место­име­ния, то есть управ­ля­ет ими:

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду гла­го­лом и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.

Глагол и его фор­мы могут соеди­нять­ся с зави­си­мым неиз­ме­ня­е­мым сло­вом толь­ко по смыс­лу, то есть при­мы­кать:

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­ют­ся гла­гол и его фор­мы и состав­ля­ют с ними гла­голь­ные сло­во­со­че­та­ния.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Примеры глагольных словосочетаний

Главное слово — глагол

1. Глагол + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него)

  • утвер­дить поста­нов­ле­ние;
  • обсу­дить при­ви­ле­гии;
  • напи­сать запис­ку;
  • сты­дить при­твор­щи­ка;
  • бле­стеть на солн­це;
  • при­плыть к бере­гу;
  • смот­реть­ся в зер­ка­ло;
  • при­лечь на диване;
  • зай­ти в дом;
  • остать­ся без под­держ­ки.

2. Глагол + гла­гол (инфи­ни­тив)

3. Глагол + место­име­ние

4. Глагол + наре­чие

5. Глагол + дее­при­ча­стие

Главное слово — причастие

1. Причастие + суще­стви­тель­ное

  • леле­е­мый бабуш­кой;
  • люби­мый детьми;
  • блес­нув­ший в тра­ве;
  • заржа­вев­ший от сыро­сти;
  • под­ве­шен­ный над костром;
  • замо­тан­ный шар­фом;
  • про­се­ян­ный сквозь сито;
  • выши­тый нит­ка­ми;
  • рас­тер­тый в поро­шок.

2. Причастие + наре­чие

Главное слово — деепричастие

1. Деепричастие + суще­стви­тель­ное

2. Деепричастие + наре­чие

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Вопрос по русскому языку:

Рассмотрите рисунок-схему. Какие глаголы вы чаще используете, говоря о теме и основной мысли текста? составьте 5-6 словосочетаний с глаголами из схемы

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Глагольные словосочетания — правило, примеры и разбор

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Видео:Схема предложенияСкачать

Схема предложения

Отличительные признаки

Словосочетания с главным словом-глаголом носят название глагольных. Однако это не единственный тип сочетаний в русском языке. Также эти синтаксические единицы могут быть именными и наречными. Отличить их друг от друга несложно, достаточно выявить главный компонент, от него задать вопрос зависимому и посмотреть на его часть речи. Например, «светлый плащ» — именное сочетание, поскольку главный компонент «плащ» — имя существительное, от него задается вопрос зависимому прилагательному: плащ (какой?) светлый.

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

А «бежать быстро» — пример глагольного сочетания, ведь слово «бежать» в нем является главным, от него задают вопрос «как», на который и отвечает зависимое наречие.

Также можно выделить следующие признаки данных конструкций:

  • Главное слово — глагол или его особые формы (причастие, деепричастие). Глагол может иметь любое спряжение, время и число, может быть представлен инфинитивом.
  • Форма синтаксической связи — управление или примыкание.
  • Зависимый компонент чаще всего выражен наречием. Однако может быть выражен и другими частями речи.

Если способ связи — согласование, то сочетание не может являться глагольным.

Видео:НЕ С ГЛАГОЛАМИ - СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНОСкачать

НЕ С ГЛАГОЛАМИ - СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО

Выявление в предложении

Очень важно научиться находить такие конструкции в предложении или тексте. Есть определенные правила, которые помогут это сделать. Первый шаг — найти грамматическую основу, подлежащее и сказуемое, которые относятся к главным членам и не являются словосочетаниями. Например: «белый пушистый зайчик ловко уходил от ловушек, расставленных в спешке охотником». Грамматическая основа в этом случае «зайчик уходил».

Следующий шаг — нужно, чтобы вы выписали все словосочетания, которые встречаются в предложении.

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Важно отделять словосочетания от сочетаний слов, которые не имеют между собой логической связи. Например, «зайчик ловко» — это две лексемы, между которыми нет семантической связи, поэтому словосочетанием такая конструкция не является.

Далее необходимо выявить из списка непосредственно глагольные конструкции и переписать их отдельно. К их числу относятся три последних примера. Еще одно выявленное сочетание «белый пушистый зайчик» именное, поскольку главный компонент — имя существительное.

Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Проведение анализа

Разбор глагольных словосочетаний предполагает использование определенной схемы, конкретного порядка действий, первым шагом в котором является обнаружение главного и зависимого компонентов. От главного к зависимому задается вопрос. Например, «уходил (как?) ловко», «расставленных (кем?) охотником», «расставленных (как?) в спешке».

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Следующий шаг — определение частей речи, которыми выражены компоненты: уходил (глагол) ловко (наречие); расставленных (причастие) охотником (существительное), в спешке (наречие).

Определить тип сочетаний становится несложно — все они относятся к глагольным. Наконец, необходимо определить способ связи элементов конструкции, это управление, выраженное по смыслу, интонационно и грамматически.

Смысловые отношения между главным и зависимым компонентами обстоятельственные и объектные.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Типология и примеры

Форма глагола в такого рода синтаксических единицах может быть любой. Например: «смотреть косо», «лежал удобно», «бежала быстро», «будет выступать под аплодисменты», «смогу победить уверенно», «ешь немедленно!». Все эти конструкции называются глагольными словосочетаниями, от которых следует отличать составные глагольные сказуемые.

В них имеются две глагольные формы: «умеет работать» — оба глагола, представляют собой сложную форму главного члена предложения, к словосочетаниям не относятся. А «умеет работать хорошо» — это пример сочетания составного глагольного сказуемого с наречием, то есть сочетание, в котором главный компонент выражен двумя лексемами, а зависимый — одной.

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Примеры сочетаний, в которых главным словом является причастие: «уснувший быстро», «подъехавшие к городу», «встречающие гостей», «общающийся с начальником», «уставший от работы», «понимавший его». Схема таких конструкция проста: причастие плюс существительное, местоимение или наречие. Составить их можно так: подобрать причастие, задать от него вопрос и придумать подходящее по смыслу зависимое слово, которое будет нести в себе дополнительную информацию о действии.

Например, необходимо описать бег. Причастие «бежавший», от него задается вопрос (как? где? когда? и другие) и подбираются зависимые слова: бежавший (как?) быстро, медленно, галопом, рысью; бежавший (где?) в лесу, по полю, в тренажерном зале, на стадионе; бежавший (когда?) утром, в дождь, весной, в 1991 году; бежавший (куда) в лес, к другу; бежавший (откуда?) из парка, от бабушки.

Следующая форма глагольных словосочетаний — в которых главный элемент выражен деепричастием: «читая книгу», «прося защиты», «опасаясь змей».

А примеры словосочетаний глагол и деепричастие (смотреть, играя; плакать, проигравши) — это глагольные сочетания, в которых основной элемент выражен глаголом. От него можно задать вопрос деепричастию, которое в данном случае будет выступать зависимым словом.

Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Значение конструкций

Глагольные словосочетания очень важны для носителя языка, поскольку помогают передать более подробную информацию, чем это можно было бы сделать одним словом. Например, «править» — это глагол, который не дает представления о том, как именно происходит действие. А если включить его в словосочетание, то читатель или слушатель получит более подробные данные:

  • Править королевством (узнает место действия).
  • Править строго (особенность действия, характеристику).
  • Править временно (время действия).

Таким образом, данные глагольные словосочетания дают возможность информативнее передать сведения. Они являются важнейшей частью предложения или текста, делают его полезным, интересным, распространенным. Автору с их помощью гораздо проще излагать свои мысли, а читателю — понимать, о чем идет речь.

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

Видео:Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?Скачать

Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?

Особенности преподавания

В школе, особенно в начальных классах, детям сложно разобраться, что такое глагольное словосочетание, поэтому изучать их начинают в среднем звене, после знакомства с причастием и деепричастием. Но это не значит, что младшие школьники совсем не используют такие обороты. В речи, как устной, так и письменной, они встречаются, даже при синтаксическом разборе предложений можно задать от главного слова-глагола вопрос и выявить зависимое.

«Кошка медленно идет»: идет (как?) медленно. Дети интуитивно понимают, что наречие помогает более детально охарактеризовать способ действия, но пока не могут сказать, какая именно единица синтаксиса перед ними.

В средней школе ученики уже знакомятся со словосочетаниями, учатся вычленять их в тексте, анализировать. И чтобы они быстрее разобрались в теме, следует научить их таким хитростям:

5 6 словосочетаний с глаголами из схемы

  1. Способ связи согласование — сигнал того, что словосочетание не может быть глагольным.
  2. От глагола вопросы задаются чаще всего наречиям, существительным и местоимениям. Например, «нарушить умышленно»: нарушить (как?) умышленно, или «соответствовать идеалу»: соответствовать (чему?) идеалу. Вопрос следует задавать каждый раз, когда нужно вычленить и проанализировать конструкцию.
  3. В одном предложении может быть несколько таких конструкций, важно найти их все.
  4. Сначала выявить грамматическую основу, посмотреть, возможно, имеется составное глагольное или именное сказуемое, которые не относятся к рассматриваемым единицам синтаксиса.
  5. Содействие окажет и анализ смысловых отношений. Это могут быть объектные отношения — действие и его предмет, например, «приказать подчиненному», «копать траншею», «читая книгу», «тереть на терке» «бывать на море». А также обстоятельственные — указание на признак действия: «читать медленно», «бежать галопом», «сидеть прямо». Слова в данном случае могут сочетаться между собой по смыслу и грамматически.

Глагольные словосочетания — важнейшие синтаксические единицы, которые делают нашу речь богаче и образнее, помогают передать более детальную информацию о действии, поэтому их необходимо использовать и уметь анализировать.

📺 Видео

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов?Скачать

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов?

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?

Сын написал сочинение на 5/5Скачать

Сын написал сочинение на 5/5
Поделиться или сохранить к себе: