- Определите вид данных словосочетаний Идти быстро, родные просторы, слишком быстро, просторы ро — дины, неуклюжий медвежонок, по весеннему небу, по — осеннему пасмурный, глаза навыкате, разглядывая вни?
- Составить предложений с наречиями — много , мало, утром, вечером, очень, слишком, справо, вдали, быстро, медленно?
- Образуйте все возможные словосочетания путём соединения по смыслу данных глаголов и наречий?
- Найдите пару и запишите словосочетания?
- Запиши пары слов осень осенний весна весенний рано ранний утро утренний?
- Определите в каких словосочетаниях выделенные слова является краткими прилагательными, а в каких — наречиями взлететь высоко, здание высоко, говорил громко, звучание громко, полотно красиво, рисует кр?
- Гоолубое небо, ранное утра, идтй быстро, гулят в парке, составьтеи напишите предложения?
- Определить тип отношения и вид связи в данных словосочетаниях : слова отца, очень рано, быстрые птицы, перепрыгнуть через канаву, охапка цветов?
- Составьте предложения, используя данные словосочетания голубое небо, красная книга, говорит громко, раннее утро, идти быстро, гулять в парке, мировозрения писателя, подготовится к экзамену, свежесть у?
- Составить предложение?
- Предложение со словосочетанием идти быстро?
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Урок русского языка по теме «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Определите вид данных словосочетаний Идти быстро, родные просторы, слишком быстро, просторы ро — дины, неуклюжий медвежонок, по весеннему небу, по — осеннему пасмурный, глаза навыкате, разглядывая вни?
Русский язык | 10 — 11 классы
Определите вид данных словосочетаний Идти быстро, родные просторы, слишком быстро, просторы ро — дины, неуклюжий медвежонок, по весеннему небу, по — осеннему пасмурный, глаза навыкате, разглядывая внимательно, безупречно чисто, читать лёжа, работающий допоздна, опадающие листья, бы — стрый шаг, рано утром, очень громко.
Идти быстро — примыкание,
родные просторы — согласование
слишком быстро — примыкание,
просторы родины — управление
неуклюжий медвежонок — согласование
по весеннему небу — — согласование
по — осеннему пасмурный — примыкание
глаза навыкате — примыкание
разглядывая внимательно — примыкание
безупречно чисто — примыкание
читать лёжа — примыкание
работающий допоздна — примыкание
опадающие листья — согласование
быстрый шаг — согласование
рано утром — примыкание
очень громко — примыкание.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Составить предложений с наречиями — много , мало, утром, вечером, очень, слишком, справо, вдали, быстро, медленно?
Составить предложений с наречиями — много , мало, утром, вечером, очень, слишком, справо, вдали, быстро, медленно.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Образуйте все возможные словосочетания путём соединения по смыслу данных глаголов и наречий?
Образуйте все возможные словосочетания путём соединения по смыслу данных глаголов и наречий.
О б р а з е ц : Плыть, быстро — Плыть — — — > ; (как?
Читать, тренироваться, рассматривать.
Постоянно, внимательно, громко.
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Найдите пару и запишите словосочетания?
Найдите пару и запишите словосочетания.
Определите в чем они согласуются.
Осенний, новый, золотая, пасмурное, холодная, чистый, небо, осень, воздух, альбом, день, погода.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Запиши пары слов осень осенний весна весенний рано ранний утро утренний?
Запиши пары слов осень осенний весна весенний рано ранний утро утренний.
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Определите в каких словосочетаниях выделенные слова является краткими прилагательными, а в каких — наречиями взлететь высоко, здание высоко, говорил громко, звучание громко, полотно красиво, рисует кр?
Определите в каких словосочетаниях выделенные слова является краткими прилагательными, а в каких — наречиями взлететь высоко, здание высоко, говорил громко, звучание громко, полотно красиво, рисует красиво, движение быстро, плыл быстро, утро прохладно, встретил похладно.
Видео:Типы Химических Связей — Как определять Вид Химической Связи? Химия 9 классСкачать
Гоолубое небо, ранное утра, идтй быстро, гулят в парке, составьтеи напишите предложения?
Гоолубое небо, ранное утра, идтй быстро, гулят в парке, составьтеи напишите предложения.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Определить тип отношения и вид связи в данных словосочетаниях : слова отца, очень рано, быстрые птицы, перепрыгнуть через канаву, охапка цветов?
Определить тип отношения и вид связи в данных словосочетаниях : слова отца, очень рано, быстрые птицы, перепрыгнуть через канаву, охапка цветов.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Составьте предложения, используя данные словосочетания голубое небо, красная книга, говорит громко, раннее утро, идти быстро, гулять в парке, мировозрения писателя, подготовится к экзамену, свежесть у?
Составьте предложения, используя данные словосочетания голубое небо, красная книга, говорит громко, раннее утро, идти быстро, гулять в парке, мировозрения писателя, подготовится к экзамену, свежесть утро.
Видео:Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Составить предложение?
Лес. Ранний утром.
Видео:Вид глагола: совершенный и несовершенныйСкачать
Предложение со словосочетанием идти быстро?
Предложение со словосочетанием идти быстро.
Вы находитесь на странице вопроса Определите вид данных словосочетаний Идти быстро, родные просторы, слишком быстро, просторы ро — дины, неуклюжий медвежонок, по весеннему небу, по — осеннему пасмурный, глаза навыкате, разглядывая вни? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.
Сочинение на тему «Что такое драгоценные книги» предлагаю составить так : Драгоценные книги — это книги, сумевшие оказать влияние на мировоззрение читателя. Я считаю, что драгоценные книги способны сформировать систему взглядов человека, стать путев..
Нет однокоренных слов, если я не ошибаюсь. Этимологически можно подобрать «шуршать», но случай тут другой.
Исключение, потому что Нету приставки не Ра, не расс.
Нет не исключение если после приставки глухая значит будет рас, а если звонкая то раз.
Ямб — 1 слог (Амб) Я(й) — согл, мягк (а)гл, . М(м) — согл, тв. Б(б) — согл. , тв. Хах.
Колючий шиповник, душистые ландыши, вкусные груши, холодные снежинки, жирный гусь, грузовая машина, тугая пружина, еловые шишки, острые шипы.
Колючий шиповник, душистые ландыши, вкусные груши, холодные снежинки, жирный гусь, грузовая машина, тугая пружина, еловые шишки, острые шипы.
Он — ед. Ч. , 2 — лицо они — м. Ч, 3 — лицо.
Он их они они число множественное лицо 3.
1. Основная мысль : В случае критической ситуации, беды, в данном случае таковая произошла среди «общины» ворон, каждый готов постоять за своего «соратника» 2. Вопросы : В каком районе ребята услышали воронье пение? Как звали ребят, с которыми сдру..
Видео:Rokodil ScanX Pro - ЭТО вам НЕ elm327 ! Обзор OBD2 сканера для диагностики автомобиляСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Обособленные определения. Когда нужно ставить запятыеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Ст 327 УК РФ - Какое наказание за подделку документов - Уголовный адвокат МоскваСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Поиск минимального и максимального значений по условиюСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Как Microsoft получила судьбоносный контракт. Прошлое тщательно скрывают. (полная версия)Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:#27. Указатели. Приведение типов. Константа NULL | Язык C для начинающихСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:C++ | Определение чётности или нечётности числаСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Урок русского языка по теме «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 51-52. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание
систематизировать знания обучающихся об основных единицах синтаксиса: предложении и словосочетании.
создать условия для формирования у обучающихся навыков выделения словосочетаний в предложении, определения видов и связей слов в словосочетаниях,
закрепить правописные навыки узнавания, анализа основной единицы синтаксиса — словосочетания;
развивать умение видеть и находить словосочетания в предложении, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого обучающегося навыки самообучения и самоконтроля;
обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку, взыскательного отношения к собственной речи и речи окружающих;
обобщение, систематизация знаний и умений.
Метод ведения урока :
рабочие тетради, учебник Е.С.Антоновй «Русский язык», сборник упражнений по русскому языку Т.М.Воинтелеевой, толковый словарь.
І. Организационный момент
1.1. Проверка готовности обучающихся к уроку.
1.2. Сообщение темы урока, формулирование цели урока.
ІІ. Актуализация знаний студентов
2.1. Проверка домашнего задания
1. В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие только форму единственного числа:
а) город, трамвай, детвора ;
в) трава, лапта , гора.
2. В каждом ряду слов выделите существительные, имеющие форму только множественного числа:
а) сады, бусы , моря;
б) книги, поезда, жмурки ;
в) хлопоты , автомобили, улицы.
3. В каждом ряду слов выделите третье лишнее:
а) краска , тюль, конферансье;
б) вуаль, туфля, дитя ;
в) кенгуру, пальто, воробей .
4. Выделите в каждом ряду разносклоняемые существительные:
а) племя, дружба, семя, врач;
б) кресло, ночь, время, здание;
в) путь, борьба, путешествие, знамя .
5. Выделите в каждом ряду словосочетаний словосочетания с качественными прилагательными:
а) кирпичное здание, безобразный поступок , самый умный ученик ;
б) лисий хвост, важнее всего , оконная рама;
в) уличный пёс, важный разговор , гусиный пух.
6. Какими членами предложения являются прилагательные?
Укажите номер правильного ответа для каждого предложения.
а) Сквозь это золото летели над Свирью журавлиные стаи.
б) Погода была безветренна .
в) Конвойный вложил в ножны шашку.
7. Обведите словосочетание, в котором качественное прилагательное употреблено в значении относительного:
а) глухой человек ;
в) глухой согласный.
8. Выделите прилагательное, которому свойственны степени сравнения и краткая форма:
а) соломенная крыша;
9. Обведите прилагательное, в котором -ий является суффиксом:
10. Обведите неправильный ответ. Имя числительное обозначает:
а) количество предметов;
б) порядок предметов при счёте;
в) признак предмета .
11. Укажите в каждом ряду третье лишнее слово:
а) играть, идти, строить ;
б) смотреть, гнать, слушать ;
в) плыть, стирать, бежать .
12. Определяя вид глагольных форм, укажите третье лишнее слово в каждом ряду:
а) любящий, читая, сказать;
б) бурлящий, развернуть, пробежав;
в) думающий, говоря, пройти.
13. Обведите в каждом ряду безличные глаголы:
а) работает, морозит, вечереет ;
б) знобит , дышит, вертит;
в) рассматривает, мечтается , нежится.
14. Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме инфинитива и пишется с -ться:
а) Со всеми буду я смеят(?)ся, а плакать не хочу ни с кем;
б) Кто весел, тот смеёт(?)ся;
в) Вспомнит он рассказ друга и засмеёт(?)ся.
15. В каком ряду слова называют состояние предметов:
а) больно, грустно, весело;
б) болеть, грустить, веселить;
в) полна, круглы, печален?
16. Обведите в каждом ряду слова, которые изменяются по родам, числам и падежам:
а) яблоня, кафе, интересно, красивый ;
б) три, идёт, бунтующий , мой ;
в) кто, смеясь, сливы , волшебный .
17. Обведите в каждом ряду неизменяемые слова:
а) левый, метро , рассмотрев ;
б) вверх , грядущий, справа ;
в) хаки , улыбнётся, шимпанзе .
18. Выделите в каждом ряду третье лишнее слово:
а) смаз..ик, стеколь..ик , груз..ик;
б) кресл..це, пальт..цо , плать..це;
в) сыноч..к, ключ..к , пенеч..к;
г) грош..вый, песц..вый, ситц..вый .
19. Обведите в каждом ряду слова, в которых не пишется слитно:
а) (не)ходитъ, (не)правда , отнюдь (не)красивый;
б) (не)зачем , (не)ряха , (не)выучив;
в) (не)сносный , (не)читает, (не)далеко.
20. Выделите в каждом ряду слова, в которых пишется -нн-:
а) карма..ый, весе..ий , кожа..ый;
б) ветре..ый, встрече..ый , серебря..ый;
в) преднамере..о , интерес..о, време..о ;
г) рассмотре..ый , встревоже..ый , прочита..а.
21. Обведите в каждом ряду слова, которые пишутся через дефис:
а) кто(либо), когда(нибудь) , (кое)(у)кого;
б) (по)детски, (во)вторых , (по)меньше;
в) крест(накрест) , точь(в)точь , (на)совесть.
22. Выделите в каждом ряду служебные части речи:
а) в течени.. лета, в течени.. реки, в течени.. урока;
б) (в)следстви.. дождя, (в)следстви.. болезни , участвовать (в)следстви..;
в) иметь (в)виду, (в)виде исключения, (в)виду заморозков.
2.3. Актуализация опорных знаний
Синтаксис — это раздел русского языка, в котором представлены правила грамматического оформления словосочетания и предложения (синтаксических единиц).
Выделяют два основных типа связи компонентов в синтаксических единицах – сочинение и подчинение.
Сочинительная связь соединяет равноправные компоненты (например, части сложного предложения могут быть независимыми друг от друга — такие предложения называются сложносочинёнными и бессоюзными сложными).
Подчинительная связь соединяет неравноправные компоненты – главный и зависимый, от главного к зависимому можно задать вопрос.
Словосочетание — это наименьшая единица синтаксиса, которая представляет собой соединение по смыслу и грамматически двух или более знаменательных слов, называющих явления объективной действительности, связанных подчинительной связью:
уважать (что?) законы, учиться (как?) усердно, попытка (какая?)первая и др.
Словосочетания выделяются в составе предложения; как самостоятельная единица языка они в речи не употребляются.
Словосочетания бывают свободными и несвободными . Например: читать книгу, читать медленно, читать с другом; городские улицы, строящийся дом, необыкновенный оркестр и т.п.
Словосочетания, в которых слова могут соединяться свободно, называются свободными. Каждое слово в свободном словосочетании является отдельным членом предложения.
Словосочетания могут быть и несвободными, т.е. цельными. В предложении такие словосочетания выступают как один член предложения.
К цельным словосочетаниям относятся следующие синтаксически и семантически неделимые словосочетания:
словосочетания с главным словом числительным: двое друзей, пять часов, несколько человек (к этой группе относятся словосочетания со словами большинство, меньшинство, часть и т.п.: большинство студентов, часть книг);
словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом из со значением избирательности: каждый из нас, трое из ребят, любой из присутствующих;
словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом с, имеющим общее значение совместности: отец с матерью, мы с тобой, брат с сестрой.
Не являются словосочетаниями:
подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения: Город спит; Лёд тронулся; Леса таинственны;
однородные члены предложения: мороз и солнце, близкий и далёкий, идёт и рассказывает;
словоформа с предлогом: вдоль дороги, на озере, в течение дня, напротив дома.
фразеологические словосочетания — устойчивые сочетания слов, употребляемые в переносном значении: бить баклуши, белая ворона, закадычный друг .
1) согласование — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже, т.е. согласуется с ним: интересная книга, интересной книги, интересные книги и т.д.
Согласуются с главным словом (существительным) прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения-прилагательные: добрый человек, прочитанное произведение, третьего урока, к бушующему океану и т.д.
2) управление — это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой падежной формы: играть во что? в мяч, играть с кем? с братом, играть где? на улице.
При управлении в роли главного слова чаще всего выступает глагол, реже — слово другой части речи: любовь к детям, любимый всеми, уважение к старшим, чтение книги. Зависимым словом является имя существительное или другое слово с предметным значением: посоветовать другу, говорить о тебе.
При изменении формы господствующего слова падежная форма зависимого слова не изменяется: работать на заводе, работал на заводе, работая на заводе и т.д.
Управление может быть предложным: дорога к станции, находиться на работе, подойти к дому — и беспредложным: желать счастья, любить поэзию, сбор урожая.
3) примыкание — это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово является неизменяемым (инфинитив, деепричастие, наречие, сравнительная степень прилагательного).
Средствами связи зависимого слова с главным являются порядок слов и интонация. Главным словом при примыкании обычно бывает глагол, реже — другие части речи: разговаривать громко, приказ наступать, смотреть молча, ехать шагом, мечтать учиться, идти посвистывая, в два раза больше.
1) именные — с главным словом, выраженным именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями: морской прибой, алая заря, необычайное происшествие; очень обидчивый, по-детски наивный, слишком болтливый, красный от смущения;
глагольные — с главным словом — глаголом, причастием или деепричастием: учить стихи, решающий задачу, любуясь картиной;
наречные — с главным словом — наречием: близко от дома, слишком долго, незаметно для себя.
Синтаксический разбор словосочетания
выделяем словосочетание из предложения (рассматривая сначала главные члены: группу подлежащего и группу сказуемого, потом — второстепенные члены);
указываем состав словосочетания:
а) простое или сложное;
б) способы выражения главного и зависимого слов;
указываем грамматическое (смысловое) значение словосочетания и определяем способ его выражения
(окончание, предлог и окончание, смысловая связь);
определяем тип синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.
Образец: Под ногами шуршит опавший лист (Г.Федосеев).
Словосочетания: опавший лист, под ногами шуршит,
Под ногами шуршит — простое глагольное словосочетание, состоит из двух знаменательных слов. Главное слово выражено глаголом шуршит, зависимое — существительным с предлогом в форме Т. п. под ногами. Грамматическое (смысловое) значение — обстоятельственное. Тип связи — предложное управление. Грамматическая связь выражена с помощью пространственного предлога под и окончания зависимого слова -ами.
Опавший лист — простое именное словосочетание, состоит из двух знаменательных слов. Главное слово выражено существительным лист, зависимое — действительным причастием. Грамматическое значение — определительное. Тип связи — согласование. Грамматическая связь выражена с помощью окончания зависимого слова -ий.
III . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений студентов
Упражнение 327. Определите вид данных словосочетаний. Раскрывая скобки, запишите их в три колонки, распределяя по видам: 1) именные, 2) глагольные, 3) наречные. Составьте схемы.
Идти быстро, родные просторы, слишком быстро, просторы родины, неуклюжий медвежонок, (по)весеннему небу, (по)осеннему пасмурный, глаза навыкате, разглядывая внимательно, безупречно чисто, читать лежа, работающий допоздна, опадающие листья, быстрый шаг, рано утром, очень громко, (по)моему совету, сделать (по)моему.
Упражнение 330. Составьте словосочетания, поставив зависимое слово в нужном падеже. Какой вопрос вы можете поставить от главного слова к зависимому?
Победить благодаря (упорство), работать согласно (план), отказаться вопреки (желание), отказаться вследствие (нездоровье), поступить наперекор (обычай), предостеречь (друг), предупредить (опасность), отчитываться (затраты), отчет (работа), вера (справедливость), уверенность (победа).
Упражнение 331. Найдите и исправьте ошибки в построении следующих словосочетаний. Исправленные словосочетания запишите, составьте с ними предложения.
Оплатить за проезд, уверенность в победу, прогноз о погоде, способствовать к успеху, заниматься с ремонтом, поделиться о воспоминания, описать о природе, доказывать о целеустремленности юноши, касаться к этой теме, смотреть вслед поезда, радоваться приездом друга, был удивлен этому поступку.
Упражнение 333. Составьте словосочетания, соблюдая нормы управления. Укажите главное и зависимое слова. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж зависимого слова.
Образец: верить, уверенность – верить (во что?) в победу, уверенность (в чем?) в победе.
Отчитываться, отчет; игнорировать, пренебрегать; запретить, препятствовать; характеристика, жалоба; беспокоиться, тревожиться; рецензия, отзыв.
IV . РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ».
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пять ПИХТ