- Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение
- Акцентологические нормы и особенности ударения в русском языке
- Особенности ударения в русском языке
- Причины изменения и колебания ударения
- Тенденции при постановки ударения
- Каковы же основные тенденции в развитии русского ударения ?
- А. A. Зализняк: История русского ударения
- Тенденции изменения ударения
- Правила постановки ударений.
- 📺 Видео
Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение
Как было сказано в предыдущем параграфе, слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные — безударные. С помощью ударения часть звуковой цени объединяется в единое целое — фонетическое слово. Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударного большей длительностью, силой. Ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс, окончание.
Отличительная особенность ударения в русском языке состоит в том, что оно разноместное (свободное) и подвижное.
Разноместность ударения выражается в возможности любого слога быть ударным, г.е. ударение в слове не закреплено за каким-либо одним по порядку слогом: на начальном слоге <золото, выбросить); на среднем слоге (застава, красивый); на конечном слоге (оборот, годовой).
Подвижность ударения выражается возможностью его перехода в слове с одного слога на другой, г.е. ударение не сохраняется обязательно в одной морфеме, а может менять своё место при словообразовании и формообразовании: сила — сильней — силачи; руки — ручка — рука — ручной.
Понятие «ударение» используется в различных единицах языка. Различаются:
- — слоговое ударение связано с изменением силы звука или движения тона внутри слогообразующей части слога;
- — словесное ударение дает возможность разграничивать слова и формы, имеющие одинаковый звуковой состав: мука — мука, духи — духи, замок — замок;
- — фразовое ударение позволяет выделить разные но значению предложения, имеющие одинаковый состав слов и их порядок. Например, в предложении Брат пойдёт? ударение на слове брат выражает вопрос о лице, тогда как ударение на слове пойдет — вопрос о действии.
Звуковому сочетанию слова может противополагаться сочетание двух слов, каждое из которых имеет ударение: раз красил — раскрасил; наш лось — нашлось; осла бить — ослабить.
Служебные слова, (предлоги, союзы, частицы) не имеют своего ударения и тяготеют в качестве безударных слогов к ударению знаменательного слова.
Среди них выделяются две группы:
Проклитики — безударные слова, примыкающие к последующему безударному слову: по роду (ср. породу), до сада (ср. досада), за ведение (ср. заведение). Проклитиками являются предлоги, у которых и сила слогов, и качество гласных абсолютно одинаковы с соответствующими безударными слогами внутри слова;
Энклитики — это слова, примыкающие к предшествующему ударному слову. Энклитиками выступает ряд частиц, гласные которых совпадают с за- ударными слогами слов: построй-ка (ср. постройка), скобли же (ср. ближе), окреп ли (ср. окрепли).
Акцентологические нормы и особенности ударения в русском языке
Еще в 4 веке известный греческий филолог Диомед назвал ударение «душой речи». Кроме того, правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Примечательно, что еще 1927 г. Д.Н. Ушаков на вопрос, существуют ли законы правильной постановки ударения ответил, что «установленных правил ударения нет». Но уже в 60-е, 70-е годы появились серьезные теоретические исследования в области исторической и современной акцентологии, благодаря которым капризы в развитии ударения получили научное обоснование.
Еще в 4 веке известный греческий филолог Диомед назвал ударение «душой речи». Кроме того, правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.
Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой речевой культуры:
МО´ЛОДЕЖЬ, ПО´РТФЕЛЬ, ДО´ЦЕНТ, ПРО´ЦЕНТ, А´ТЛЕТ, КО´РЫСТЬ, МАГА´ЗИН, ДОКУ´МЕНТ, ИНСТРУ´МЕНТ, ЛЮДЯ´М, СВЕКЛА´, ИЗОБРЕ´ТЕНИЕ, НОВОРО´ЖДЕННЫЙ, ПЕРЕВ´ЕДЕНЫ, ОБЛЕ´ГЧИТ.
Существует достатчно большое количество акцентологических вариантов, по поводу которых и сегодня ведется острая дискуссия:
За последнее десятилетие издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение. Однако еще не все в области акцентологии достаточно полно разработано. Оценка спорных фактов устной речи по-прежнему нередко ведется кустарным способом, на основе субъективного и часто обманчивого восприятия, без учета основных тенденций в развитии ударения. Многие продуктивные новообразования незаслуженно объявляются речевыми ошибками, а функциональные различия сосуществующих акцентных вариантов остаются неизвестными или не принимаются во внимание.
Особенности ударения в русском языке
Изучение и нормализация русского ударения наталкивается на ряд объективных трудностей:
Во–первых, силовое ударение в русском языке выполняет несколько важных функций:
- 1) Выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;
- 2) Играет роль важного смыслоразличительного средства;
- 3) Участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи.
Во–вторых, русское ударение отличается разноместностью и подвижностью (на это обычно жалуются иностранцы, изучающие русский язык).
Действительно в русском языке ударение может падать и на приставку (ВЫ´РЕЗАТЬ) и на корень (Р´ЕЗАТЬ), и на окончание ВЫРЕЗНО´Й.
При словоизменении оно свободно переходит с одного слога на другой (ЗЕМЛЯ´ – ЗЕ´МЛЮ) и даже выходит за орфографические пределы слова (НА´ЗЕМЛЮ).
Приведем примеры смыслоразличительной функции ударения:
Акцентные варианты могут иметь функционально-стилистическую закрепленность: ЛАВРО´ВЫЙ ЛИСТ, СЕМЕЙСТВО ЛА´ВРОВЫХ.
Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ:
АНАЛИЗ КРО´ВИ – В КРОВИ´
РУКИ´ НЕ ПОДАСТ – ЧИСТЫЕ РУ´КИ
ПАЛЬТО МАЛО´ – СПАЛ МА´ЛО
Видео:Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
МУДРЕ´НО РАЗОБРАТЬСЯ – ГОВОРИТ МУДРЕ´НО
То есть разноместность и подвижность русского ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя ее ритмической организованности, но и является важным различительным (фонологическим) средством.
Для соблюдения литературной нормы эти свойства ударения не составляют значительных хлопот человеку, усвоившему русский язык с детства. Иное дело, акцентные варианты, которые не различаются ни в грамматическом, ни в лексическом значении, т.е. дуплеты. Их нельзя считать злом языка. Колебания ударения – неизбежный этап развития языка. И хотя развитие языка представляет собой сложный и далеко не прямолинейный процесс, все же здесь возможно установить регулярные тенденции и достаточно отчетливые закономерности, что в известной мере облегчает усвоение этого трудного участка нормализации русского литературного языка.
Причины изменения и колебания ударения
В чем причина колебания и изменения ударения ? Однозначного ответа нет. В различных научно-популярных лингвистических статьях обычно приводятся три причины:
- влияние диалектов;
- влияние профессиональных и других социальных диалектов;
- влияние языка источника и языка посредника.
Отчасти это справедливо. В современной ненормированной речи представлено немало диалектных по происхождению ударений:
СЛУЧА´Й, РЕ´МЕНЬ, РО´ДИТЬСЯ, БРА´ЛА, ДА´ЛА, ПОВЕ´РНЕШЬ.
В целом роль территориальных диалектов не может считаться главной причиной изменения ударения (по данным статистики, наибольшее расхождение между севером и югом составляют лишь 12,5 %.
В профессиональной речи, действительно часто зарождаются живые и продуктивные тенденции. Например, новые ударения ВЕ´ТРОВЫЙ, ТЕКСТОВО´Й были сойственны в начале оограниченному кругу лиц. Однако нет основания преувеличивать и их значение. Социально–профессиональная закрепленность сама по себе не является генетической причиной особенностей ударения. Вовсе не горняки Донбаса придумали форму ДО´БЫЧА и не военные моряки ударение КОМПА´С. В первом случае перед нами осколок старины. В прошлом ударение ДО´БЫЧА не было социально ограниченным. Эту форму без всякой стилизации употребляли поэты в 18 веке – Сумароков, Херасков, Майков. Она характерна еще для Крылова – … ягненка видит он, на до´бычу стремится».
Варианту КОМПА´С соответствует ударение в языке-источнике: итал. COMPA´SSO.
Перечень общеупотребительных слов, сохраняющих строго ограниченные варианты в ударении сравнительно невелик:
АГОНИ´Я – у медиков;
АТО´МНЫЙ – у физиков;
ИСКРА´ – у шоферов;
КОМПЛЕ´КС – у математиков;
РАПО´РТ – у моряков;
ША´ССИ – у летчиков.
В большей мере правы те исследователи, которые видят причины колебания ударения в многоконтактности при процессе заимствования слов и попеременном воздействии иноязычных акцентологических моделей.
Действительно, появление вариантности нередко определяется особенностями ударения в языке источнике или языке посреднике. Например, в словаре Ушакова равноправными признаются варианты РЕВОЛЬВЕ´Р и РЕВО´ЛЬВЕР (в Словаре под ред. Аванесова, 85 г. слово РЕВО´ЛЬВЕР дано с пометой – не рекомендовано, устаревшее. Вариантность ударения возникла здесь вследствие того, что это слово восходит к разным языковым источникам (французское или английское).
Слово АЛКГО´ЛЬ было заимствовано в 18 веке из немецкого языка и сначала произносилось с ударением на первом слоге: А´ЛКОГОЛЬ (с таким ударением оно приводилось в словаре академии Российской 1847 г.). Впоследствии под влиянием модного французского языка ударение переместилось на последний слог АЛКОГО´ЛЬ. В современном орфоэпическом словаре (1985) находим комментарий:
АЛКОГО´ЛЬ – неправ. А´ЛКОГОЛЬ.
Однако сегодня вариант А´ЛКОГОЛЬ встречается в профессиональной речи медиков.
Взаимодействие языка источника и языка посредника сказалось н судьбе таких слов как
Примером нового колебания служит слово РЕ´ФЕРИ´.
Таким образом, при выяснении причин изменения и колебания ударения нет оснований вовсе сбрасывать со счетов воздействие перечисленных факторов. Нужно однако помнить, что основным дввигателем акцентологического развития в языке являются причины внутреннего характера. К ним относятся:
1) Влияние формальной аналогии. Это особенно очевидно при перестройке ударения внутри слова. Например, выравнивание ударения в кратких формах страдательных причастий. Традиционная норма обособляет ударение в формах женского рода:
ПРО´ДАН, ПРО´ДАНО – ПРОДАНА´
ВЗЯ´Т, ВЗЯ´ТО – ВЗЯТА´
СКЛО´НЕН, СКЛО´ННО – СКЛОННА´
Автоматизм живого ударения как бы подстраивает формы женского рода к остальным, освобождает ее от лишнего различительного признака. Поэтому современные словари допускают уже ударения (пока на правах сниженного варианта литературной нормы)
2) Существенную роль в образовании вариантов ударения играет противоборство между разнонаправленными устремлениями языка: ассоциациями по смежности и сходству.
Ассоциации по смежности – это стремление языка сохранить словообразовательную зависимость (например, ВИ´ХРЬ, ВИ´ХРИТЬСЯ).
Видео:А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать
Ассоциации по сходству – стремление ударения уподобляться более общему структурно однотипному разряду слов (например, КРУЖИ´ТЬСЯ, ВИ´ТЬСЯ, НОСИ´ТЬСЯ, ЗМЕИ´ТЬСЯ, ВИХРИ´ТЬСЯ). Как вы думаете какие ассоциации побеждают ?
Победителями в этом соперничестве все чаще выходят формы следующие за прогресссивными ассоциациями по сходству, которые постепенно преодолевают консервативные по своей природе словообразовательные связи.
Потеря словобразовательной зависимости ударения характера например для многих производных прилагательных.
РО´СКОШЬ – РО´СКОШНЫЙ – РОСКО´ШНЫЙ
ТИГР – ТИ´ГРОВЫЙ – ТИГРО´ВЫЙ
ТО´РМОЗ – ТО´РМОЗНЫЙ – ТОРМОЗНО´Й
Уже в 19 веке начал складываться четкий акцентологический стереотип у существительных на – ИТЕЛЬ:
Тенденции при постановки ударения
Каковы же основные тенденции в развитии русского ударения ?
Первое,усиление грамматической функции ударения.
ОБУ´Х | О´БУХ |
ЛЕМЕ´Х | ЛЕ´МЕХ |
ЛЫ´ЖНЯ | ЛЫЖНЯ´ |
По большому счету, нужно подметить, что ударение на окончании — крайне полезное явление в языке. Оно ликвидирует редукцию, т.е. нечеткое произношение и тем самым содействует узнаванию словоформы.
Второе.Ответственной изюминкой развития ударения помогает закрепление устаревающих либо входящих акцетологических вариантов за устойчивыми сочетаниями либо фразеологическими оборотами:
БРАТЬ ГРЕХ НА´ДУШУ
Третье.Сообщение с лексическим значением.
Несколько из указанных факторов не нужно преувеличивать.
В следствии сопоставительных наблюдений стало известно, что в пределах кроме того одного и того же грамматического разряда слов, имеющих акцентологические колебания обнаруживается два типа перемещения ударения: регрессивное и прогрессивное.
Регрессивное — это перемещение ударения с окончательного слова ближе к началу слова.
Прогрессивное — перемещение ударения с первого слога ближе к концу слова.
Регрессивное развитие преобладает на данный момент:
— у двух трех сложных имен мужского рода (русских и заимствованных): О´ТСВЕ´Т, ПЛА´НЕ´Р, КАТА´ЛО´Г;
— у трех, четырех, пятисложных глагольных форм в прошедшем времени;
— у форм настоящего — будущего времени некоторых глаголов: ВКЛЮ´ЧИ´Т, ДРУ´ЖИ´Т, ПРИСЛО´НИ´Т, ПОМИ´РИ´Т, ВИДОИЗМЕ´НИ´Т.
Прогрессивное акцентологическое развитие преобладает у:
— Двух—, трехсложных имен женского рода на А/ Я НУ´ЖДА´, ЛЫ´ЖНЯ´, ФО´ЛЬГА´, ФРЕ´ЗА´.
— У производных трех—, четырех— сложных прилагательных ТИ´ГРОВЫ´Й, ВОЗРА´СТНЫЙ — ВОЗРАСТНОЙ, ЗАВО´ДСКИЙ — ЗАВОДСКО´Й, ПРА´ДЕДОВСКИЙ — ПРАДЕ´ДОВСКИЙ.
— У двух— трехсложных форм инфинитива ПРИСТРУ´НИ´ТЬ, БАГРО´ВЕ´ТЬ, РЖАВЕ´ТЬ, РЖА´ВЕТЬ.
— У некоторых двусложных приставочных глаголов в форме прошедшего времени: О´ТПИЛ — ОТПИ´Л, НА´ЛИЛ — НАЛИ´Л.
— В падежных формах одно— двухсложных существительных и краткой форме прилагательных во множественном числе: ГРУ´ЗДЯ — ГРУЗДЯ´, СТЕ´БЛЯ — СТЕБЛЯ´, И´ЗБУ — ИЗБУ.
Тенденции в движении нормы это только приблизительные ориентиры. Норма ударения лична и склоняется из суммы показателей, серьёзное место среди которых в собственности:
1. сфере потребления слова,
2. публичной оценке ударения и слова,
3. осмыслению данного ударения на фоне историко—литературной традиции.
Колебания ударения у существительных м.р.
Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Вариантные формы ударения у существительных м.р. наблюдаются в 2-х, 3-х сложных словах. Главной тенденцией ударения тут помогает историческое перемещение выговора ближе к началу слова. Это относится как исконно старых заимствований и русских слов, так и иноязычной лексики недавно освоенной русским языком.
Но регрессивное направление акцентологического трансформации захватило неравномерно кроме того однородные группы слов. У большинства существительных акцентная норма остаётся в неустойчивом состоянии. Разглядим пара изменения ударения и актуальных случаев колебания.
Недавно на обложке школьных тетрадей среди обычных неточностей указывалось ударение ДО´ГОВОР. Вправду как раз ударение ДОГОВО´Р представлено в хорошей и современной литературе. К примеру, строки из Евгения Онегина:
Зарецкий отечественный и честный небольшой
Вступили в ответственный догово´р,
Неприятели стоят потупя взгляд.
Но на данный момент в оценке и употреблении варианта ДО´ГОВОР случились трансформации. В случае если в словаре Ожегова 1949 направляться. это ударение по большому счету не указывалось, то в изданиях 1972, 1976 г.г. допускается потребление этого слова с пометой «разговорное», как сниженный вариант литературной нормы.
Отчего же отступает классическая норма ?
Не смотря на то, что ударение ДО´ГОВОР есть относительно поздним, оно находит подобную помощь у слов с этим корнем, к примеру, ЗА´ГОВОР. И соответствует живой народной тенденции переносить ударение на приставку у имен М.Р.
на данный момент тяжело сообщить станет ли ударение ДО´ГОВОР столь же нормативным и эстетически приемлемым. Итак предпочтительным на данный момент есть ДОГОВО´Р, вариант же ДО´ГОВОР допускается в обиходно-разговорной речи.
Не мало хлопот доставляет и ударение в слове ПРИГОВО´Р. Колебания наблюдаются в опытной речи юристов — ПРИ´ГОВОР. В орфографическом словаре 1985 г. форма ПРИ´ГОВОР, РЕШЕНИЯ суда´ дана с пометой «не рекомендуется».
Произношение слова КВАРТА´Л все чаще завлекает внимание как экспертов языковедов, так и широкой общественности. пособия и Словари по культуре речи единодушно отвергают варианты КВА´РТАЛ независимо от контекста речи. Так слово КВАРТА´Л в любых ситуациях направляться использовать с наконечным ударением. Ненормативное ударение чаще видится тогда, в то время, когда это слово употребляется в значении «часть года».
Акцентный вариант КИЛО´МЕТР от нормы КИЛОМЕ´ТР стал на данный момент очень употребительным не только среди работников транспорта, но и среди технической интеллигенции. Возможно признать закономерность оттянутого ударения КИЛО´МЕТР в качестве регрессивного перемещения ударения в существительных мужского рода.
Но торопиться с признанием ударения КИЛО´МЕТР не нужно.
Колебания ударения у существительных женского рода.
Вариантность ударения и тут обнаруживается у двух— трехсложных слов:
Неспециализированная акцентологическая тенденция тут не так очевидна как у имен мужского рода. Но возможно заявить, что и для многих существительных женского рода характерно прогрессивное развитие ударения, другими словами историческое перемещение его ближе к концу слова.
А. A. Зализняк: История русского ударения
Тенденции изменения ударения
Общие тенденции в изменении русского ударения таковы.
В существительных — тенденция перемещения ударения на флексию (окончание). Существительные мужского рода во множественном числе: торт — торты — торты (разг., прост.), шофер — шофёры — шофера, договор — договоры — договора (разг., прост.).
Заметим, что и внутри корня слова тоже существует определенное направление переноса ударения в существительных мужского рода: в XIX столетии произношение призрак, воздух, которое сейчас воспринимается как фонетический поэтизм, было обычным, нормативным, как, например, и конкурс, до середины XX в. обычным было ударение доллар, в паре каталог — каталог предпочиталось первое; сегодня словари дают однозначные рекомендации: нормативно — каталог, первое — ошибка. Но это только для тех, кто сдает ЕГЭ, а для людей, усваивающих элитарное ударение, все наоборот. Какова же тенденция в переносе ударения внутри слова мужского рода?
(Сравните: километр, квартал, договор: просторечные варианты с переносом ударения к началу слова так и остались ошибочными, ненормативными).
Особое внимание обратите на изменение ударения в формах косвенных падежей:
На холмах Грузии лежит ночная мгла.
Это ударение в существительном было для пушкинских времен совершенно обычным и вовсе не воспринималось как поэтизм!
Задания (усвоение норм ударения и тенденций его изменения в существительных мужского рода)
1. Прочтите и проанализируйте цепочки вариантов:
гусь — гусем — гусем (разг., прост.), локоть — локтем—локтем (разг., прост.), уголь — углем — углём (разг., прост.).
Какой из вариантов выберем? Почему?
2. Прочтите: у моста, два гола.
Видео:Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать
Какие могут быть варианты? Какой предпочтительней? Почему?
В существительных женского рода также действует тенденция перемещения ударения на флексию (окончание) с корня: губа (устар.) — губа, ровня — ровня (прост.), петля — петля (прост.), складчина — складчина (прост.), хвоя — хвоя (прост.), баржа — баржа (разг., прост.), библиотека (устар., до начала XX в.) — библиотека (норма), кулинария (до середины ЮС в.) — кулинария (разг.).
Запомните ударение в словах: вечеря (тайная вечеря), дьявольщина, дьяволица.
В существительных среднего рода — та же тенденция.
Прочтите, выберите более старый (престижный) вариант ударения (он до сих пор является нормой, несмотря на широчайшую распространенность нового):
При обнаружении посторонних предметов.
Обеспечение писателей компьютерами.
Запомните ударение в словах: знамение (крестное знамение), но знамение (знак, предвестник) конца.
В именах собственных ударение устанавливается традиционно. Бывают и сложные ситуации. Например, жители Балашихи называют свой городок Балашйха, в СМИ же постоянно слышится: в подмосковной Балашихе.
У многих прилагательных также происходит постепенное перемещение ударения к концу слова — с корня на окончание. Например, в XIX в. обычным было ударение, как показано в первом слове каждой пары: гроббвый — гробовой, громовый — громовой, днёвный — дневной. Теперь это ударение устарело, но, читая русскую поэзию Золотого века, нужно иметь в виду, что такое ударение не было поэтизмом, а воспринималось как совершенно обычное (сравните пушкинское):
Угасло дневное светило.
К середине XX в. утверждаются новые формы: возрастной (ср.: великовозрастный), заводской, каменистый, бархатистый. Теперь они являются единственными.
Двояко произносятся: мускулистый — мускулистый (который из вариантов «старше»?), но обязательно и сейчас: вы правы, хотя уже: вы близки, выводы верны, просты (однако лучше: близки, верны, просты). Впрочем, в разных прилагательных эта тенденция может проявляться уже давно, но непоследовательно:
Дома новы, но предрассудки стары.
Как бы произнес эту фразу современный носитель элитарного типа речевой культуры?
Запомните ударение: строчная буква.
Глаголы, в отличие от имен существительных и прилагательных, проявляют тенденцию к перемещению ударения с конца основы слова или его окончания (старинного и затем нормативного) — вперед, на начало основы, или с окончания — на корень слова: курйт (устар.; так говорили еще в начале 30-х гг. XX в.) — курит.
Сравните пары: искриться — искриться, ржаветь — ржаветь, лосниться — лосниться. В современных словарях норма — только вторые варианты пар! Однако и у Анны Ахматовой (не забудем, правда, о ее фамилии — Горенко — и «южном» происхождении) читаем:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово.
Задания (усвоение норм ударения и тенденций его изменения в глаголах)
- 1. Прочтите и выберите лучшие или единственно возможные варианты, прокомментируйте:
- 1) начать (начать) — начал (?) — начала (?);
- 2) вальсировать (вспомним у Дениса Давыдова: «Вальсируют по паркету. »), премировать (?).
- 2. Прочтите и прокомментируйте:
- 1) Подарок, может, вручат, а может быть, вручат.
- 2) Свет скоро включат.
- 3) Вам звонит Оля.
- 4) Это ты начала ссориться.
- 5) Ты хорошо спала ?
Очень важной приметой не просто верного литературного, но элитарного ударения служит ударение на возвратных частицах глаголов:
- 3. Прочтите, учитывая, что возвратная частица должна быть ударной, а кроме того, согласный с в ней звучит твердо:
- 1) День начался. Началась ночь, я принялся за работу и занялся статьей. Я собрался писать. Я собралась с духом.
- 2) Пи-пи. И из скорлупы выкарабкался очень большой и некрасивый птенец.
- (Г.Х. Андерсен)
- 3) И разлучить не можешь глаз Ты с пыльно-зыбкой позолотой,
Но в гамму вечера влилась Она тоскующею нотой.
- (И. Анненский)
- 4) «Славные у тебя детки, — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного. Этот не удался. Хорошо бы его переделать».
- (Г.Х. Андерсен)
- 5) Л я, кошка, прокралась вслед за ним и спряталась точно там же, где и раньше. [1]
- (Р. Киплинг, пер. К. Чуковского)
- 4) Между ними пробегает одномоментно какая-то искра (канал «Культура», речь идет о Брамсе и Шумане). С подростковыми петухами в голосе (там же). Это было чудом неслыханным (там же).
Правила постановки ударений.
К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»
Правила постановки ударений в именах существительных.
1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.
Видео:А.А. Зализняк. Живые механизмы современного русского ударенияСкачать
2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.
3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.
4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.
5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.
6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.
7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.
2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.
Правила постановки ударений в глаголах.
1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.
2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.
4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.
5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.
6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.
7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
Правила постановки ударений в причастиях.
1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.
5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОло т ый, колОть – кОло т ый, согнУть – сОгну т ый, завернУть – завЁрну т ый.
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начА в , отдА в , поднЯ в , прибЫ в , начА вши сь.
Правила постановки ударений в наречиях.
1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
📺 Видео
Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударенияСкачать
Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать
Почему русское ударение такое сложное?Скачать
10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
10 cлов с двумя вариантами ударения. Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать
Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
ТЕСТ НА ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ📚 РУССКИЙ ЯЗЫК📚 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ #русскийязык #ударениеСкачать