Видео:Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Русский язык. 11 класс
Конспект урока
Тема: Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение
Перечень рассматриваемых вопросов
Урок посвящён теме «Словосочетание и простое предложение».На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о словосочетании и простом предложении, их строении, о типах словосочетания и простом осложненном предложении, овладеют способами распознавания разных типов словосочетания, повторят правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, научатся отличать типы простых предложений, опознавать и классифицировать основные виды синтаксической связи и синтаксические средства в словосочетании и простом предложении.
Обучающиеся научатся соблюдать основные синтаксические и пунктуационные нормы при построении словосочетания и предложения; находить и исправлять ошибки в области управления и согласования, употребления однородных членов предложения, обособленных членов предложения.
Словосочетание — соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.);
Синтаксические нормы — это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.
Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи, оформляется в конце точкой, восклицательным, вопросительным знаками или многоточием. Также предложение является синонимом «фразы».
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009.
1. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике// Виноградов В. В — М., 1975
2. Лекант П.А., Современный русский язык-3 изд. // Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. М.,2002
3. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.
4. Современный русский язык./под ред. Розенталя Д.Э. — 8 изд., М., 2015
5. Шанский Н.М..Тихонов А.Н. Современный русский язык. М.,1987
Материал для самостоятельного изучения
Вывод: В словосочетаниях и простых осложнённых предложениях все слова связаны друг с другом по форме (грамматически) и по смыслу. Для того чтобы правильно понимать смысл высказывания ( словосочетания или предложения), надо соблюдать СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ построения словосочетания или предложения, верно офорлять свое высказывание грамматически.
Основные признаки словосочетания
Словосочетание – такое сочетание слов, которое дает более точное определение, чем слово. В словосочетании всегда есть главное слово – то, от которого задаётся вопрос, и зависимое – то, к которому задаётся вопрос
От первого слова ко второму протягивается вопрос:
Солнце КАКОЕ? яркое
Бежать ПО ЧЕМУ? по тропинке
Петь КАК? громко
По типу связи между главным и зависимым словом все словосочетания делятся на три группы: словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ, словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
Повторение видов осложнения простого предложения:
1) Простое предложение, осложнённое однородными членами
На дорожке парка лежали жёлтые, красные, бурые осенние листья.
2) Простое предложение, осложнённое обособленным определением
Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской.
3) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством
Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
4) Простое предложение, осложнённое обращением или вводными конструкциями
По мнению здешних ученых этот провал не что иое, как угасший кратер вулкана.
5) Простое предложение, осложнённое уточняющими членами предложения
Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой природе, к родной земле.
6) Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением
Взгляд далеко обнимаетпространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разнообразной травы да однообразных цветов.
Задание 1. Ребус – соответствие
Установите соответствие между предложениями, обозначенными цифрами, и грамматическими ошибками, допущенными в них, обозначенных буквами.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.
Б) ошибка в построении сложного предложения
2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.
6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.
8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.
9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.
Правильный вариант: А 3, Б 9, В 4, Г 5, Д 7
Задание 2. Единичный выбор
Исключите словосочетание, в котором есть грамматическая ошибка.
1) Вопреки указанию
2) Согласно распоряжению
3) Кроме двух последних страниц
4) Благодаря долгого ожидания
5) Вместо знакомой равнины
Предлог «благодаря» применяется при управлении существительного в дательном падеже
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание как синтактическая единица. 11-й класс
Класс: 11
Блок уроков “Словосочетание как синтаксическая единица” относится к начальному этапу повторения раздела “Синтаксис и пунктуация” по курсу русского языка в 11 классе (по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.). Уроки проводятся с использованием интерактивной доски. К оборудованию можно отнести также справочники, словари, энциклопедии.
Цель блока: повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Урок 9/1
Планы-конспекты уроков
I. Актуализация имеющихся знаний по теме.
1) Прочитать слова (выведенные на интерактивную доску) правильно, расставив ударение (с помощью электронного маркера)
/Случай, удобнее, начать, позвонили, алфавит, бряцать, вчистую, ободрить, аналог, щавель, рассредоточение, разомкнутый, тренировать, экскурс, уведомить, призыв, первенство, приданое, пингвин, баловать, блокировать/
2) Упр. 533 (стр. 386) пунктуационный разбор (схемы подробные) – 6 предложений. (Индивидуально, 2 человека)
II. Синтаксическая пятиминутка.
*Записать только характеристику предложений по структуре:
1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (СПП с придат.опред.) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (ССП, 2 осл. дееприч. оборотом.) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном и том же чувстве. (СПП с придат. изъясн.) 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (СПП с придат. 1 усл., 2 цели) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер (СБП со значением перечисления) 6) И моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным… (простое с обобщ. словом).
*Укажите свойства знаков препинания (многофункциональные – многозначные и дифференцирующие). Приведите примеры.
*Какой документ регламентирует постановку знаков препинания?
*Назовите принципы русской пунктуации.
III. Изучение нового материала.
1. Анализ примеров (выведенных на интерактивную доску из отдельных слов).
— Из предложения выписать все возможные словосочетания. Разобрать их.
Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2. Работа с учебником, стр. 240-241 по вопросам:
— Что же такое словосочетание?
— По слитности компонентов какие выделяются словосочетания?
— По структуре? — По главному слову?
3. Работа с текстом (по индивидуальным листам и карточкам).
— Прочитать текст. Какова тема, основная мысль? Объяснить знаки препинания.
— Из предложений текста выписываем словосочетания, разбираем их.
/Пример: Часа три назад, когда я в ожидании парохода укладывался спать на берегу, вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем. Теперь ее уже взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей ширине и приплёскивала почти к самым моим ногам. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и вётлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. (По В. Короленко.)/
IV. Подведение итогов урока, проверка уровня усвоенности темы, устно; пояснение домашнего задания (Упр. 358).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок 10 /2
I. Проверка домашнего задания (устно, фронтально).
— Назовите глагольные словосочетания? Именные? Наречные?
II. Повторение (с использованием интерактивной доски, фрагментов ЕГЭ).
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1) Спят все животные, ничего удивительного в этом нет. (2) Но у дельфинов всё необычно, а сон — особенно. (3) Может быть, дельфины вообще не спят? (4) Это маловероятно, поскольку ни у кого нет сомнений в том, что спят все млекопи-тающие. (5) Наверное, дельфины спят небольшими урывками, а при каждом вздохе пробуждаются на несколько секунд, чтобы всплыть к поверхности воды.
1. Укажите место, которое должна занимать выпущенная из текста фраза: /Неясность давала простор несметному количеству гипотез/
а) между 1 и 2; б) между 2 и 3; в) между 3 и 4; г) между 4 и 5.
2. К какой части речи относится выделенное слово в предложении 2?
3. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 4?
4. Из предложения 4 выпишите слово, которое относится к той же части речи, что и слово что в этом предложении.
5. В каком словосочетании в качестве зависимого выступает неизменяемое слово:
а) небольшими урывками; б) несколько секунд; в) всплыть к поверхности; г) вообще не спят.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником, стр. 241-243 по вопросам и заданиям к параграфу.
2. Упр. 359. (устно).
4. Работа с текстом на интерактивной доске: выписать словосочетания с типом связи управление(5), примыкание (3), согласование(5), подчеркнуть маркером, разобрать, выделить цветом…
/На вырубке белели доски, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел все это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш. (По В. Короленко)/
IV. Подведение итогов урока (устно); пояснение домашнего задания.
Упр. 360 (указать тип связи в полученных словосочетаниях).
Подготовиться к проверочной работе на тему: “Тип связи в словосочетаниях”.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок 11/3
I. Проверка домашнего задания (и на обычной, и на интерактивной доске).
1. Из предложения выписать словосочетания все, разобрать их.
1-й вариант: Мальчик читал с неохотой, но очень любил слушать рассказы отца, который, побывав на войне, не утратил ни бодрости духа, ни веры в красоту жизни, он любил рассказывать и не тяготился жадным любопытством своего сына.
2-й вариант: Когда стало светать, мы тотчас отправились в путь, чтобы не мешкая дойти до отмеченного на карте пункта, где нас ожидал опытный проводник.
2. Определите тип связи в словосочетаниях (на интерактивной доске).
II. Закрепление, систематизация знаний по блоку уроков.
1. Упр. 362. (по заданиям учебника).
2. Проверочная работа (на интерактивной доске выделение цветом).
1. В каком словосочетании выделенное слово не является главным:
а) в ученических работах; б) материал для романа; в) снизили себестоимость; г) читая предложение.
2. Укажите словосочетание со связью “согласование”:
а) несколько книг; б) веселые песни; в) ярко светит; г) не считаясь с трудностями.
3. В каком ряду у всех словосочетаний один тип связи:
а) каждому человеку машущий руками; б) стихи Пушкина, построили дом; в) говорить смеясь, не глядя по сторонам;
г) посаженные деревья, хорошо подготовленный.
4. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе формы управления:
а) тревожиться за близких; б) уверенность в победу; в) поразиться известию; г) размышлять о будущем.
5. Изданного предложения выпишите словосочетание (-я) со связью “примыкание”. /Цель жизни тогда становится путеводной звездой для человека, когда постоянно отодвигается/
III. Подведение итогов изучения темы по блоку уроков.
Домашнее задание: упр. 364 (разобрать словосочетания по плану).
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Урок русского языка по теме: «Словосочетание как единица синтаксиса» (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Словосочетание как единица синтаксиса. Виды и типы словосочетаний , связь слов в словосочетании.
Цель урока: познакомить учащихся со словосочетанием как единицей синтаксиса, видами и типами словосочетаний, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании, учить проводить разбор словосочетания.
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
4) обучение умению связно излагать свои мысли.
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитание ответственности за качество своих знаний;
Привитие любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Межпредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология критического мышления.
Язык неистощим в соединении слов.
Психологический настрой – притча про светильники
— Ты такой светлый, с тобой так хорошо рядом, светло и не страшно. Позволь мне побыть с тобой? — сказал незажжённый светильник горящему.
— Оставайся, но помни: я долго здесь не задержусь.
Пока они были вместе, горящий светильник говорил своему другу, что и тот может быть таким же светящимся, что светом он с ним поделится, а вот очистить стёкла и держать дверцы закрытыми будет его заботой. Второй светильник постоянно находил отговорки, что, мол, он не может светить, что стёкла его не отмываются, что дверцы не закрываются, да и вообще светить — это удел избранных светильников, а не таких обыкновенных, как он.
— Поверь мне. Я ведь раньше был таким же, как и ты, и думал, что не способен светить. Но я поверил другому светильнику, принял в себя его искорку, очистил стёкла, запер дверцы, и теперь продолжаю его дело.
Пришло время им расставаться…
— Куда же ты? А как же я? Что со мной будет без твоего света? — запричитал недоверчивый светильник.
— Это уже от тебя зависит. Я поделился с тобой огнём, который был во мне, а примешь ли ты его, сбережёшь и отчистишь ли свои стёкла — выбирать тебе.
Сегодня на уроке вы узнаете много нового, а сумеете ли в дальнейшем использовать полученные знания, применять их на практике – зависит только от вас.
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Ребята, эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А. С. Пушкина: «Язык неистощим в соединении слов»
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что такое соединение слов?
Соединение слов – это есть словосочетание.
Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях.
Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Ученики: познакомиться с понятием «словосочетание», вспомнить, какие сочетания слов не являются словосочетанием,закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное),
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает словосочетания?
Что изучает синтаксис?
Учащиеся: Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Перед вами на столах лежат технологические карты. Запишите в своих технологических картах это определение.
Учитель: Прочитайте стихотворение, что необычного в нем?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
— Вот что значит запятая!
— Чем объяснить смысловую нелепость стихотворения?
— Что нужно изменить, чтобы избежать этой двусмыслицы?
С каким разделом науки о языке связан синтаксис?
Что такое пунктуация?
Пунктуация — раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.
Запишите в своих технологических картах это определение.
В начале урока вы разделились на группы. Но, прежде, чем мы начнем работать в группах, вспомним правила работы в группах (выведены на слайде). И еще мне хочется подарить вам притчу «Про яблоко»:
Яблоко пряталось в листьях, пока его друзей срывали с дерева. Ему не хотелось попадать в руки человека: попадешь, а из тебя еще, чего
доброго, компот сделают! Приятного мало. Но и оставаться одному на дереве – тоже удовольствие небольшое. В коллективе ведь и
погибать веселее. — Так, может быть, выглянуть? Или нет?
Выглянуть? Или не стоит? Яблоко точил червь сомнения. И точил до техпор, пока от него ничего не осталось.
Поэтому старайтесь не отсиживаться за спинами товарищей, а работать в полную силу, быть полезными для своей группы.
Итак, перед вами на листах А-4 (у каждой группы они своего цвета и по количеству участников группы) находится теоретический материала по теме «Словосочетание». Каждой группе нужно будет познакомиться с теоретическим материалом по теме «Словосочетание», заполнить свою часть технологической карты, используя прием «Пометки на полях». Группа работает с информацией, фиксируя сначала на листе А-4, затем – в технологической карте.
На работу – 10 минут .
Группы закончили работу, а теперь выберите представителя из каждой группы, который будет сегодня «Послом». Я предлагаю ПОСЛУ из каждой группы пройти в следующую группу и поделиться своей информацией о словосочетании, будем использовать принцип «Карусели». А участники групп делают записи в своих технологических картах, дополняя теоретическую информацию по теме «Словосочетание».
Уважаемые участники групп, я предлагаю вам оценить работу Послов в свободной форме: эмоции, настроение, понимание изложенного послом материала. Для этого используйте стикеры, которые находятся на ваших столах. Стикеры крепите на технологическую карту Послов.
На работу – 5 минут (в каждой группе)
Общее время работы – 5*5 = 25 минут
Итак, Послы побывали во всех группах, а теперь я предлагаю группам еще раз посмотреть свои технологические карты (уже заполненные) и снова использовать прием «Пометки на полях». На работу – 1 минута.
Скажите, что вам было уже известно?
Есть ли тот материал, который противоречит вашим знаниям?
Перед вами на столах лежат оценочные листы. Оцените работу каждого члена группы (критерии оценивания работы – перед вами)
📽️ Видео
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
11 класс. СловосочетаниеСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№6 - Синтаксис и выразительность речи.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Синтаксис и пунктуация. Что такое словосочетание. Видеоурок 9. Русский язык 8 классСкачать
Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое словоСкачать
Русский язык 11 класс 4 неделя Словосочетание. Виды синтаксической связи.Скачать